На прошлой неделе распалась редакция журнала New Republic, в которой я когда-то работал. Владелец уволил двух ведущих редакторов и большинство старых сотрудников. Даже если название сохранится, у издания больше не будет ничего общего с воинственным еженедельником, основанным Уолтером Липманом (Walter Lippmann) и несколькими интеллектуалами около ста лет назад.
Это событие большой важности не только для американской журналистики, но и для американских евреев, потому что New Republic в течение последних сорока лет был еврейским культурным еженедельником. Да, в журнале всегда работали евреи, к тому же, это издание основал ассимилировавшийся еврей из Германии Уолтер Липпман. Но только когда в 1974 году владельцем New Republic стал Мартин Перец (Martin Peretz), еженедельник начал открыто демонстрировать свой еврейский характер. Издание было уникальным в своем роде — политический влиятельный журнал либеральной направленности, который очевидным образом отражал чувства и настроения еврейской общины.
Наиболее ярко это проявлялось в освещении Израиля. Перец был убежденным сионистом, и защита еврейского государства стала одной из главных задач журнала. Но и после того, как в 2010 году Перец ушел с поста главного редактора, еврейский характер New Republic сохранился. Под руководством литературного редактора Леона Визелтьера (Leon Wieseltier) он остался важным источником анализа еврейской истории и культуры. Я помню, как Визелтьер просил писателей присылать на рецензии книги до начала нового месяца по еврейскому календарю. «Так поступал Малкольм Коули (Malcolm Cowley)», — говорил он. Намек был очевиден, Коули занимал пост литературного редактора издания в 1930-х годах, когда евреи еще считались аутсайдерами в США. Его преемник был выпускником ешивы из Флэтбуша.
Американские евреи процветают
Действительно, мы добились многого, и приобрели большой вес в американской журналистике. Евреи занимают редакторские посты New York Times Review of Books, New Yorker, Weekly Standard, Atlantic, Foreign Affairs, Politico, BuzzFeed, а также ведут колонки в New York Times и Washington Post.
Но долго это продолжаться не будет. Хотя увольнение Визелтьера и редактора Франклина Фоэра (Franklin Foer) не связано с их этническим происхождением, ожидаемый отход от традиционной еврейской направленности New Republic может свидетельствовать об ослаблении влияния еврейской культуры на интеллектуальную жизнь США. Одно из причин стала ассимиляция. Доля смешанных браков среди американских евреев превысила 70%, и понятие еврейской идентичности становится все менее определенным.
Через несколько десятков лет среди журналистов, публикующих заметки на актуальные темы, очень многие будут иметь еврейские корни, но для них это ничего не будет значить. В их работе происхождение никак не будет отражено, как не отражено оно в работе их коллег, потомков выходцев из Италии или Ирландии.
Одним из последствий станет снижение интереса к Израилю. Самые известные еврейские журналисты в возрасте от 40 до 60 лет, такие, как Визелтьер, Томас Фридман (Thomas Friedman), Джеффри Гольдберг (Jeffrey Goldberg), Чарльз Краутхаммер (Charles Krauthammer), Дэвид Ремник ( David Remnick), Роджер Коэн (Roger Cohen), Уильям Кристол (William Kristol), Дженнифер Рубин (Jennifer Rubin), немало пишут об Израиле. Журналисты помоложе, Эзра Кляйн (Ezra Klein), Мэтью Иглесиас (Matthew Yglesias), Бен Смит (Ben Smith), Дана Гольдстейн (Dana Goldstein), Спенсер Акерман (Spencer Ackerman), уделяют израильской тематике гораздо меньше внимания.
Другая причина, ослабляющее влияние еврейских журналистов, связана с демографией. За минувшие несколько десятилетий доля евреев в общем населении США сократилась, а доля латиноамериканцев и азиатов резко выросла. Числа пока еще не трансформировались во влияние. Но авторы из Юго-Восточной Азии, иммигранты или дети иммигрантов, прекрасно владеющие английским языком, уже стали достаточно популярны. Индия и Китай набирают силу, США укрепляют связи с ними за счет ослабления связей с Европой и Ближним Востоком, и те, кто разбирается в индийской и китайской проблематике, получают все больше внимания и уважения. Сегодня среди 11 колумнистов New York Times четыре еврея и ни одного азиата или латиноамериканца, но довольно скоро это изменится.
В США так было всегда. На момент основания New Republic евреи были на подъеме, как с точки зрения численности, так и с точки зрения роста влияния. Сейчас мы вступаем в период упадка. Это естественный процесс для страны, открытой для иммигрантов самого разного происхождения и позволяющей им отказаться от культурно-религиозного наследия, если они хотят этого.
Когда я начал работать в New Republic на полную ставку, я буквально наслаждался возможностью сочетать еврейство с работой. После двух лет в Оксфорде, где иудаизм лучше держать при себе, я почувствовал, что могу, наконец, дышать свободно. Мне грустно, что в ближайшие десятилетия американские еврейские журналисты лишатся этого опыта, да и, возможно, не будут в нем нуждаться. С другой стороны, я улыбаюсь, когда представляю, как сегодня редактор New York Times, New Yorker, и даже New Republic говорит, что ей нужно получить статью перед китайским Новым годом, Ид аль-Фитром или «Днем Мертвых».