Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В московских аналитических учреждениях, интегрированных в государственные структуры, сложились некоторые оценки политики Турции и возможности развития российско-турецких отношений. Предпочтительной является версия об активном участии США в радикализации исламизации Турции — как базовом условии усиления внешнеполитической экспансии Турции, как способа давления в отношении соседних регионов.

В московских аналитических учреждениях, интегрированных в государственные структуры, сложились некоторые оценки политики Турции и возможности развития российско-турецких отношений.
 
Предпочтительной является версия об активном участии США в радикализации исламизации Турции — как базовом условии усиления внешнеполитической, региональной экспансии Турции, как способа давления и непосредственной агрессии в отношении соседних регионов. Следствием этого стало противодействие Турции со стороны ведущих государств Ближнего и Среднего Востока (Египта, Саудовской Аравии, Ирана, Сирии, Греции, Ирака, а также курдского национального движения).
 
Аналогичным образом ожидалось столкновение интересов Турции и России и длительное отражение Россией турецкой экспансии. Эта версия, в целом, не отвергает предположения о политике «сдерживания» Турции, которую США проводят уже несколько лет. США активизируются в рамках данной политики «сдерживания» в тех случаях, когда турецкая экспансия чрезмерно усиливается и не получает должного отпора.
 
Нужно сказать, что США не затратили каких-либо значительных средств в проведении политики сдерживания в отношении Турции и выполнили данные задачи при помощи государств регионов. По мнению аналитиков, если Турция потерпит полное фиаско на Ближнем Востоке, ее внимание будет в большей мере обращено на Черноморско-Кавказский регион. Вопрос в том, приведет ли это к относительно сильной конфронтации Турции и России.
 
Считается, что, скорее всего, Турция предпочтет не приводить отношения с Россией к конфронтационному режиму. В настоящее время ряд аналитических групп в России занимается разработкой планов по оказанию давления на Турцию по использованию ее внутренних противоречий. Прежде всего, происходит разработка потенциалов этнических и религиозных групп в Турции, что, по нашему мнению, вряд ли может стать инструментарием серьезного давления. Скорее всего, данные разработки могут быть ограничены работой с кавказскими диаспорами, причем в части отражения усилий Турции в проникновении в Кавказский регион.
 
На протяжении 2008–2011 годов Россия на различных этапах вела переговоры с Турцией относительно интересов обоих государств на Южном Кавказе, включая Армению. Турция, при этом, выдвигала следующие предложения: прекращение сооружения железной дороги Ахалкалаки — Карс в обмен на сдачу двух районов в Карабахе; инициативы по разблокированию турецко-армянской границы, вне планов и усилий США, при условии давления России на Армению по проблеме свертывания международного признания геноцида; влияние России на армян Южной Грузии по вопросу о беспроблемной репатриации турок-месхетинцев; совместные усилия Турции и России по дистанцированию Армении от Ирана; давление России по смещению правящих властей в Армении; ограничение поставок вооружений в Армению; денонсирование заявления Государственной Думы РФ о признании геноцида. Скорее всего, были и другие предложения Турции, в том числе по карабахской проблеме.
 
Попытки России в 2008 году войти в соглашения с Турцией по поводу карабахской проблемы, при условии развития экономических и политических отношений, а также поставкам вооружений, признаны в МИД России ошибочными, и в настоящее время Россия апеллирует к США в связи с невозможностью участия Турции в каком-либо процессе по карабахской теме.
 
Турция очень быстро продемонстрировала свою активность и намерения принять постоянное участие в рассмотрении этой проблемы. В настоящее время нет никаких подозрений в том, что Россия имеет намерения сотрудничать с Турцией по карабахской теме. В переговорах между Россией и Турцией карабахская тема рассматривается исключительно в дипломатической тональности, и Россия пытается не выпускать эту тему за пределы формата Минской группы ОБСЕ.
 
Россия намерена придерживаться договоренностей, достигнутых ею, Францией и США в части карабахской темы, которые сводятся к изменению «идеологии» переговоров, отказу от «урегулирования» как цели и достижения «безопасности» как цели переговоров, то есть, внешние заинтересованные стороны не намерены радикализировать решения.
 
Этот подход никак не устраивает Турцию, которая тем самым лишается доступа к данной теме. Необходимо отметить, что определенное усиление контроля США над внешней политикой Турции, которое достигнуто в последние годы, работает на сдержанное поведение Турции в отношении Южного Кавказа, прежде всего, по вопросу о возможном возобновлении военных действий. Это также устраивает Россию.
 
Исследовательская работа привела к пониманию двух важных обстоятельств. Во-первых, США сбросили ответственность за политическое проектирование в части конфликтов Южного Кавказа на Францию, оставив за собой вопросы стратегического планирования, что не может вполне удовлетворять Россию, продемонстрировавшую в течение трех лет неспособность урегулировать карабахскую проблему. Но для России проекты Франции представляются более приемлемыми, чем прежние инициативы США.
 
Во-вторых, совершенно понятно, что одной из целей данного «французского» проекта является ограничение активности Турции, как по карабахской теме, так и на Южном Кавказе, в целом. В связи с этим, Россия в какой-то мере оказывается в «связке» с США и Францией в их масштабной политике по «сдерживанию» усиления влияния Турции в региональных направлениях.
 
Эксперты, близкие к Администрации президента РФ, пытаются выразить интересы России в близком контексте с западными партнерами, но предлагают иную стилистику. Данные эксперты, близкие более к Путину, считают, что наилучшим способом обеспечить безопасность на Южном Кавказе и сохранить нынешние позиции России в регионе является утверждение статус-кво.
 
Ведущий российский геополитик Александр Дугин пытается сформулировать данную концепцию как «отказ Азербайджана и Армении от силовых и политических приемов изменения сложившейся ситуации». Наряду с этим, видимо, политическое руководство России весьма озабочено возможностью международного признания Нагорно-Карабахской Республики и, прежде всего, со стороны США.
 
Это было бы политической катастрофой для России, и российские аналитики считают, что эта перспектива вполне реальна. То есть, долгое время Россия предпочитала делать вид, что по этому вопросу она занимает нейтральную позицию. Сейчас, когда задача вассализации Армении главным образом осуществлена, а Азербайджан стал важным партнером России, которая вполне сформировала парк вооружений азербайджанской армии, проблемы с имиджем нет, и Россия может позволить себе откровенно проводить политику ликвидации армянской государственности, тем самым уступив Азербайджану карабахские земли.
 
В Москве проявляли всеобщую озабоченность в связи с признаками попыток сближения Армении с США, НАТО и Европейским Союзом в рамках проекта «Восточного партнерства». Эта тема стала в Москве вездесущей, ею интересуются, буквально, все эксперты в различных институтах и центрах, а также аналитики спецслужб.

Примерно в середине сентября для Администрации президента России подготовлен доклад по Армении, где рассматриваются внешние и внутренние аспекты политики. В данном докладе делаются выводы о том, что, так или иначе, Армения заинтересована в более активном развитии отношений с США, НАТО и Европейским Союзом, так как ее внешние интересы становятся более широкими и не могут ограничиваться только отношениями с Россией и государствами Евразии.
 
России необходимо не пытаться ограничивать внешнюю политику Армении, а в большей мере воспользоваться ее возможностями на Западе, для сдерживания претензий военного и политического свойства. Делается вывод, что Серж Саргсян продемонстрировал способность совершать радикальные шаги во внешней и во внутренней политике и тем самым воспринят американцами как политик, способный принимать смелые решения. США стали все больше делать ставку на Армению как регионального партнера.
 
По некоторым признакам, данный доклад выполнен не в Москве, а в основном в посольстве России в Армении. Российские эксперты считали, что участие российских военнослужащих в военном параде в Ереване — это только эпатажная акция, а в действительности президент Армении проводит вполне определенный курс на сближение с Западом.
 
Следует отметить, что в какой-то период «удельный вес» президента С.Саргсяна в мнениях российских экспертов, вероятно, и политиков, возрос, что, несомненно, связано с некоторыми подвижками Армении в сближении с Западом. Характерно, что из столиц  визитов Саргсяна — Вашингтон, Париж, Варшава — в Москве в наибольше мере волновал визит в Варшаву, для участия в саммите глав государств-участниц проекта «Восточное партнерство».
 
В настоящее время российским СМИ дана команда в более критическом ракурсе рассматривать политику Армении. В особенности Москву волнует военное сотрудничество Армении с НАТО и США. В Москве пытаются определить и прийти к заключению соглашений с экспертами в Армении по проведению разработок и анализов, и видимо, эта работа успешно ведется. Россия употребила все возможные рычаги давления и шантажа и ликвидировала Армению как суверенное государство, проводящее самостоятельную внешнюю политику.
 
Аналитиков, представляющих российские спецслужбы, интересуют следующие вопросы:

1. общие внешнеполитические намерения и приоритеты С.Саргсяна и вооруженных сил Армении, взгляды политического руководства Армении в отношении развития отношений с США, НАТО и Европейским Союзом;

2. как связываются внутриполитические изменения в Армении с корректировками во внешней политике, возможные итоги парламентских выборов, цели ротации политической элиты;

3. взгляды и позиции министра обороны и генералитета, настроения в вооруженных силах, имеются ли отличительные моменты в позициях и мнениях от политики президента;

4. процессы, происходящие в политической элите, роли и цели ведущих политиков, в том числе оппозиционных политиков и политических партий, роль Роберта Кочаряна, Левона Тер-Петросяна, Раффи Ованнисяна, возможности проамерикански ориентированных политических партий и групп.
 
Вовлечение Турции в события на Ближнем Востоке и определенные договоренности между США и Турцией привели к снижению напряженности на Южном Кавказе и в Черном море и одновременно в некоторой мере дистанцировали Россию и Турцию. Россия с большим недоверием относится к Турции, и отношения между ними переживают некоторое охлаждение из-за событий в Сирии и в Крыму.
 
Ведущие государства, участвующие в рассмотрении карабахской проблемы, сохраняя различия в интересах, пришли к выводу о «замораживании» карабахского конфликта. Это обусловило более благоприятные условия для Армении, хотя карабахская тема требует дополнительного анализа.
 
Не исключено то, что в данных условиях, когда США, возможно, готовы пересмотреть свои партнерские отношения с государствами-участниками ОДКБ и, прежде всего, с самой Россией, имеются ожидания в формировании новых отношений в Евразии. Это может быть связано с сотрудничеством США и НАТО с ОДКБ, а также пересмотром значения и роли российской базы в армянском городе Гюмри.
 
США заинтересованы в сотрудничестве с ОДКБ и Россией в связи с возникающими новыми угрозами в Центральной Азии, включая Афганистан, где США намерены сократить военное присутствие. Российские эксперты считают, что США попытаются, в скором времени, предложить России и ее партнерам по ОДКБ «разгребать конфликты и проблемы их руками, оставаясь в положении дирижера». При этом, напоминается, что во время конфликта в Киргизии США предложили России использовать ее силовые возможности в зоне данного конфликта, обещая помощь и поддержку, якобы, опасаясь нежелательной реакции Китая. На самом деле США опасались совместных действий стран-членов ШОС в регионе.
 
Наряду с этим, Армения будет занимать более важное место в политике США как фактор политики «сдерживания» Турции. В связи с данными условиями, Армения могла бы активизировать сотрудничество с США и НАТО, не ограничивая сотрудничество с Россией и ОДКБ.
 
Армения оказывается в некоем «совмещенном поле» интересов США, НАТО и России. Армения могла бы стать первой страной из числа «союзников» России, которая стала бы одновременно партнером и ОДКБ, и НАТО (хотя определенный опыт имеет и Казахстан), тем самым оказавшись в более предпочтительном положении, чем, например, Грузия.
 
Так или иначе, продолжение сближения с Западом приводит к повышению роли Армении и для России. Несмотря на некоторую озабоченность Москвы в связи с демонстрацией С.Саргсяном готовности сближения с США и Западом, он как политик настолько связан с Россией, что какое-либо отстранение его от близких отношений с Москвой представляется совершенно невозможным.
 
Подписание С.Саргсяном договора об участии в «евразийском блоке» привело Армению к политической капитуляции, к сильной международной изоляции. Россия не откажется от идеи доведения вассализации Армении до конца и будет пытаться уничтожить самостоятельность ее вооруженных сил. Данные процессы не могут не приниматься в расчет в развитии российско-турецких отношений.