Заявление президента США Барака Обамы о намерении установить дипломатические отношения с Кубой и устранить значительную часть экономических, торговых, туристических и технологических ограничений, которые Америка наложила на эту страну более 50 лет назад, стало сюрпризом для всего мира. Эта небольшая страна Карибского бассейна давно была занозой в боку у США — с того самого момента, как усилиями Фиделя Кастро Куба стала социалистическим государством (1959). Из-за размещенных здесь в начале 1960-х годов ракет США оказались на пороге войны с СССР. Теперь же устами самого Обамы США заявляют, что Куба больше не представляет для них угрозы, а эмбарго и ограничения в отношении этой страны могут навредить начавшимся там реформам. Но, очевидно, это не главная причина.
Прежде всего можно утверждать, что США по душе экономические, технологические и социальные реформы, которые в последнее время затрагивают каждую сферу жизни общества на Кубе. Ведь уже в среднесрочной перспективе эти реформы способны интегрировать Кубу в систему глобальных экономических связей и систему ценностей, в которых ведущую роль играют США. Люди начали пользоваться мобильными телефонами, в обществе стал набирать популярность интернет, а главное — экономика пошла по пути либерализации. Все это доказывает, что Куба открывается миру. Поскольку США связывают развитие коммуникаций, технологических возможностей, а также экономический либерализм с собственной системной гегемонией, они весьма довольны всеми этими событиями.
Тем не менее главным обстоятельством, подтолкнувшим США к столь важному шагу в кубинском вопросе, стали действия Кубы, направленные на углубление отношений с Россией. Рауль Кастро, пришедший к власти после своего брата и лидера кубинской революции Фиделя Кастро, совместно с президентом РФ Владимиром Путиным стал активно работать над воссозданием союзнических отношений времен холодной войны. В ходе официального визита Путина в Гавану в июле 2014 года стороны приняли ряд важных решений: здесь и возобновление работы разведывательного центра Лурдес и размещение здесь российских военнослужащих, и списание 90% 35-миллиардного долга Кубы (то есть около 32 миллиардов долларов), и сотрудничество в области технологий и фармацевтической промышленности, и покупка Кубой восьми российских пассажирских самолетов на сумму в 650 миллионов долларов.
Особое беспокойство Вашингтона вызвало прощение многомиллиардных долгов Кубы и возобновление работы базы Лурдес, которая дает возможность электронного наблюдения за США. Эта база носила характер «заставы», которая была создана на территории Кубы СССР после Карибского кризиса, в 1967 году. Данный разведкомплекс был закрыт лишь в 2001 году по требованию США, а также по той причине, что модернизация базы требовала достаточно высоких расходов. Возобновление ее эксплуатации показывает, что отношения США и России становятся все более напряженными, а Москва воспринимает Кубу в качестве своеобразного аванпоста по примеру периода холодной войны.
Итак, в отношениях Кубы и России снова придается особое значение такому измерению сотрудничества, как союзнические отношения. Это подтолкнуло США к радикальным действиям, и Обама показал, что он смелых шагов не боится. Незадолго до заявлений американского лидера кубинские власти освободили и отправили в США американского бизнесмена Алана Гросса (Alan Gross), который находился в кубинской тюрьме по обвинению в шпионаже на протяжении последних пяти лет. Затем после нескольких лет тюремного заключения в Майами из тюрьмы вышли трое граждан Кубы, которые после этого были отправлены в Гавану. Все это дает основания полагать, что еще до того, как Вашингтон сделал историческое заявление, США и Куба уже вели активные переговоры.
Но США сняли лишь часть ограничений в отношении Кубы. По всей видимости, Вашингтон выжидает и пытается понять, к каким маневрам прибегнет Куба после отмены этих санкций и станет ли претворять в жизнь соглашения, заключенные с Россией. Исходя из этого США и будут решать вопрос о полной отмене санкций. Иными словами, Вашингтон бросил мяч в руки Гаваны.
Согласно заявлениям Обамы, которые можно отнести к «новой кубинской стратегии» США, в Гаване будет открыто американское посольство. Также обсуждается возможность взаимных визитов на высшем уровне и поиск форм сотрудничества по таким болезненным для США вопросам, как миграция, незаконный оборот наркотиков, торговля людьми. Будет увеличен максимальный порог денежных переводов, которые жители США (прежде всего кубинского происхождения) могут отправлять на Кубу (однако эта практика не будет охватывать представителей Коммунистической партии Кубы и кубинского правительства). США будут продавать на Кубу строительные материалы и сельскохозяйственное оборудование. Американские финансовые компании смогут вести здесь свой бизнес, гражданам США будет разрешено ввозить кубинские товары на сумму не более 400 долларов. Кроме того, будут сняты ограничения на банковские счета кубинцев в американских финансовых институтах. Помимо этого, для укрепления коммуникационной инфраструктуры Кубы США начнут продавать кубинцам соответствующую технологическую продукцию (мобильные телефоны, компьютерные программы и пр.), а американские телекоммуникационные компании смогут вкладывать в островную экономику деньги. Обама также поручил Госдепартаменту США пересмотреть статус Кубы, которая с 1982 года входит в список пособников терроризма. Можно утверждать, что эта мера является определенным способом выиграть время. США при этом желают показать: в зависимости от того, какую политику будет проводить Куба, эта страна в среднесрочной перспективе может быть исключена из списка государств, спонсирующих террористическую деятельность.
Куба неожиданно вышла на первый план на международной арене, и, в первую очередь, это можно объяснить тем, что, как и в период холодной войны, системная борьба, признаки которой мы видели на украинской почве, сейчас распространяется и на другие страны. Можно сказать, что немаловажную роль в этом процессе играет очевидное стремление США создать «систему противоракетной обороны» на территориях, расположенных по соседству с Россией, которая, в свою очередь, стремится создать многополярную международную систему и влить Евразию, а также бывшие республики СССР, включая Украину, в сферу своей региональной активности. Вмешательство Запада (ЕС и США) на Украине заставило Москву перенести борьбу в ближнее зарубежье США. А историческое значение, которым Куба обладает для США и России, снова превратило эту небольшую, расположенную на расстоянии 250 километров от США страну Карибского бассейна в фронт системной борьбы.
Другое важное событие — приглашение в Москву северокорейского лидера Ким Чен Ына (которому США открыто угрожают) по случаю праздничных мероприятий в честь 70-й годовщины победы СССР в войне против нацистской Германии в мае 2015 года.
Итак, с помощью заявленной дипломатической инициативы в отношении Кубы администрация Обамы пытается выбить из рук России кубинский козырь. Все эти события явно подтверждают, что системная борьба (или конкуренция), которая перекинулась сначала на Украину, а теперь — на Кубу, превращается сейчас в холодную войну нового поколения (или холодную войну 2.0).