Аспекты российского финансово-экономического кризиса анализируются в статье «Еще один возможный шанс для Грузии» (газета «24 часа», 19.12). В частности, обращается внимание, что причиной катастрофического падения рубля, помимо обвала цен на нефть и западных санкций, является недоверие населения и бизнеса к властям. Сами же власти России не высказывают желания проводить реформы и модернизацию. Выходом для Кремля, пишет издание, может стать дальнейшая самоизоляция. Хотя, сомнительно, чтобы это спасло от полного краха ориентированную на экспорт сырья экономику. Власть Путина, построенная на материальном благополучии граждан, явно теряет поддержку общества.
Автор делает вывод, что в последние дни окончательно поставлена точка в путинском «благополучном» 15-летнем правлении, которое связывалось с ростом цен на нефть и газ. Именно на этом завершилось действие неформального «пакта» отношений между гражданами и Путиным, согласно которому, вместо прав человека, свободы слова и собраний, общество должно было удовлетворяться материальным благополучием, успехами и победами во внешней политике — будь то аннексия Крыма, нападение на Грузию в 2008 году, Олимпиада или мировые чемпионаты.
Российским властям предстоит теперь изыскивать новые оправдания собственному существованию и неэффективным методам управления. Как видно, для Путина существует два выхода из этой ситуации: либо уступить в украинском вопросе и начать внутренние реформы, либо продолжить антизападную риторику и привести страну к полной экономической и политической изоляции, что, фактически, уже происходит. Между тем, в ходе своей пресс-конференции Путин ничего не говорил о каких-либо планах либерализации или модернизации. Однако, во всех случаях, ослабление России предстает неизбежным, ее самоизоляция является непрогнозируемой и содержит опасность кризисных явлений.
Обращается внимание, что крах системы Путина, возможно, откроет для Грузии новое «историческое окно» — как и в 1991 году, в период развала Советского Союза. Это предоставит стране возможность включиться в евроатлантическую интеграцию и окончательно избавиться от российского влияния. В те времена этим шансом успешно воспользовались страны Балтии и Восточная Европа. Грузия же оказалась для этого слабой и неподготовленной.
На эту же тему откликается и газета «Алиа» (19.12), указывая, что Владимир Путин в ходе грандиозной пресс-конференции 18 декабря вспомнил о Грузии, отметив: «У нас внутри Грузии нет широких контактов, хотя, видим, что внутриполитическая борьба не прекращается. Мы будем рады увидеть в Москве президента Грузии или премьер-министра».
Автор задается вопросом: с чем же мы тут имеем дело? Сломали ли Путина установленные Западом санкции, или и вправду обеспокоен президент России болью грузин? А может, он просто искренне предлагает грузинским властям сотрудничество?
Один из политических комментаторов объясняет данную ситуацию следующим образом: в дипломатии существуют ключевые слова. В прошлогоднем выступлении Путина этими словами были — «не знаю». Сегодня же он говорит: «Трудно, но выход существует». Значит, допустимо, чтобы в какой-то форме была восстановлена территориальная целостность Грузии. Конечно же, это будет то не, что было при коммунистах, не будет и федерации. Возможно, за основу будет взят пример Андорры — тема двойного подчинения. Главное — наличие политической воли.
Очень важно, как отмечает политолог, не оставаться глухим по отношению к тому, что прозвучало. Он высказывается за то, что сегодня грузинский премьер Ираклий Гарибашвили должен действовать так же, как в свое время поступил Шарль де Голль. «Не обратив внимания на американские претензии, он прибыл в Москву и оставался там 12 дней, в результате — восстановил отношения. Грузии сегодня необходим именно такой человек».
Газета «Версиа»(19.12) с целью выяснить, «Какое влияние окажет российский валютный кризис на экономику Грузии», привлекла к беседе бывшего президента Национального банка, ныне председателя Центра экономического развития Грузии Романа Гоциридзе. Он акцентирует внимание на том, что от российского кризиса больше всего пострадают те страны, которые интегрированы с ее экономикой. В меньшей степени это коснется Азербайджана, который, благодаря нефти, располагает довольно большим резервом иностранной валюты. Проблемы возникнут у Армении.
В случае с Грузией еще раз будет подтвержден тезис о том, что привязка к России опасна, так как она каждые 10 лет создает соседним странам серьезные проблемы. Первый кризис имел место в 1998 году, когда российская валюта «подешевела» примерно на 170 процентов. В 2008 году она начала войну с Грузией, к чему добавился и финансовый кризис. Третий этап, по логике, должен был начаться в 2018 году, однако его воздействие проявилось на 4 года раньше из-за неблагоразумных действий России в Украине. И чем больше Грузия будет привязана к российскому рынку, тем выше опасность импорта российских рисков в Грузию.
Эксперт также указывает, что главная опасность может заключаться в препятствиях переводам денежных сумм из России. В октябре они уменьшились на 6 миллионов долларов, сейчас, приблизительно, на 20 миллионов. Однако годовой размер переводов не снизился. Так что общая сумма денежных поступлений из зарубежья останется в пределах полутора миллиардов долларов.
«Палитра недели» (18.12) в материале «Российско-абхазский план присвоения Ингури ГЭС» пишет: российско-абхазский союз входит в силу, и первым шагом его стала Ингури ГЭС. Ее владельцем объявляют абхазскую сторону. Абхазы могут не пропускать вырабатываемую электроэнергию в Грузию, хотя на такую глупость они вряд ли пойдут, поскольку тогда Ингури ГЭС вовсе остановится. Руководителем «Черноморэнерго» был Багапш, затем им овладел Анкваб. Потому-то и наехал на тогдашнее руководство «Черноморэнерго» Хаджимба. По заявлению последнего, та часть Ингури ГЭС и все то, что расположено на территории Абхазской республики, должны принадлежать абхазскому народу.
«Так называемый главный прокурор оккупированной Абхазии уже „установил“, что Ингури ГЭС оказалась в собственности Грузии в результате незаконных действий компании „Черноморэнерго“», — указывает газета. С грузинской стороны последовал незамедлительный ответ. Грузинские эксперты указывают на своеобразный сигнал со стороны России, которым она показывает, что готова создать Грузии серьезные проблемы. Вместе с тем, по оценкам специалистов, в строительстве Ингури ГЭС Абхазия не принимала никакого участия. Эта станция советским государством строилась полностью из бюджета Грузии.
«Отрезвляющая информационная политика проходит через антироссийскую пропаганду, и она должна иметь обличающую функцию, чтобы мы увидели лицо России и догадались, что она из себя представляет для наций, подобных нам, и какую опасность она создает», — пишет в газете «Резонанси» (17.12) специалист по управлению общественными коммуникациями Арчил Гамзардия.
Между тем политолог Сосо Цискаришвили полагает, что Грузия не находится «в плену» российской пропаганды. США выделяют дополнительно 10 миллионов долларов Грузии, Украине и Молдове, чтобы активизировалось вещание «Радио Свободы» и «Голоса Америки» против российской пропаганды.
Наиболее активная информационная война ведется между Украиной и Россией, считает политолог Сосо Цинцадзе. Меньше всего этот вопрос касается Грузии, поскольку здесь российская пропаганда бездействует. Абсолютное большинство населения, попросту, не слушает и не смотрит российские передачи.
Тем не менее, по мнению упомянутого Гамзардия, в Грузии появились малые группы, склоняющиеся к пророссийской позиции. Есть люди, которые уже откровенно говорят на эту тему, и они могут оказывать влияние на народ. Именно поэтому необходима взвешенная антироссийская пропаганда, что не подразумевает пропагандистские действия и крестовый поход против какого-либо конкретного государства. В этом случае определяющим является сама политика, которую проводит Россия, и которую Грузия испытала, как говорится, на собственной шкуре.