То, о чем заявил президент и вскоре воплотит в жизнь администрация США после соответствующих договоренностей с кубинскими властями, выходит далеко за пределы континента, оказывая влияние на все слои кубинского общества, все страны Латинской Америки, американские учреждения, а также на российскую геополитику.
В обстановке всеобщей радости президент Кубы Рауль Кастро скрывает от граждан своей страны масштаб тех односторонних мер, которые предпримут США (некоторые из них – в частности, отмена эмбарго – должны быть одобрены Конгрессом) вместе с гражданским обществом Кубы с целью развития демократии и соблюдения прав человека на этом карибском острове.
Кастро-младший не проинформировал досконально о тех мерах, которые должно будет осуществить его правительство помимо освобождения бизнесмена Алана Гросса, безымянного сотрудника американской разведки, в обмен на трех кубинских агентов и 53 заключенных оппозиционеров. Ничего не сказал он ни о восстановлении дипломатических отношений, ни о «цивилизованном сосуществовании, несмотря на противоречия».
Документ, опубликованный Белым домом (смысл которого был изложен Обамой в его выступлении 17 декабря) и признающий ошибки политики США в отношении Кубы, ни в коем случае нельзя рассматривать как некую капитуляцию. Скорее, речь идет об утверждении Межамериканской демократической хартии и естественном желании помочь выбраться из нищеты, отсталости и несвободы 11 миллионам кубинцев, живущим в условиях режима, который в течение более чем пяти десятилетий своего существования терпел сплошные неудачи.
Текст этого политико-дипломатического документа должен заставить задуматься его ярых противников как внутри страны, так и за рубежом. Самые агрессивные из них тут же назвали Обаму предателем, другие приклеили более изящный ярлык – «хромая утка» – даже задумавшись о волне надежд и облегчения, которая захлестнула измученное кубинское общество.
Ни самолетов, ни военных кораблей. Улучшение отношений с Кубой началось под вывеской солидарности и открытости, но направлено прежде всего против Кремля.
Белый дом сделал одновременно три хода: объявил о нормализации отношений с Кубой, прижал правительство Венесуэлы, введя санкции в отношении полусотни нарушителей прав человека и, что значительно важнее, ужесточил торгово-экономические санкции в отношении России. Все объявленные меры находятся в развитии. Что касается военных мер в отношении России, то это будет зависеть от дальнейших действий Путина в Крыму и на Украине.
Победители и проигравшие
Все это следует рассматривать в ближайшей (географическая близость Кубы к США), среднесрочной (Ближний Восток и Кавказ) и долгосрочной перспективе (Россия).
Во время своей десятой ежегодной пресс-конференции (в Москве 18 декабря) президент Путин не упомянул о неожиданном повороте, произошедшем в бывшем советском протекторате, зато много говорил об ущербе, который наносят санкции США и Евросоюза российской экономике, зависящей от экспорта подешевевшей на 40% нефти, что в свою очередь вызвало обвал рубля.
Газета Le Monde рисует Москву в условиях эмбарго, как бы воссоздавая страшную картину сталинского голода 1932-33 годов (нет рокфора, итальянских помидоров, норвежской семги, французских артишоков; их заменили продукты из Турции, Южной Африки и Аргентины). Высокий уровень инфляции, уход инвесторов, снижение потребления, растущая безработица, рост цен (приостановили продажи Apple, Samsung, Ikea и многие другие компании, зависящие от валютного курса) Путин объясняет «внешними факторами», признавая при этом, что его правительство недостаточно диверсифицировало экономику, по-прежнему зависящую от экспорта углеводородов (68% от общей добычи в 2013 году пошло на экспорт). «Они возводят новую Берлинскую стену», – сказал он, находясь в Кремле, как будто эту самую стену не построила бывшая ГДР по указаниям советского руководства.
Санкции были введены в июле в отношении крупнейших государственных и частных компаний, приближенных к власти. Это «Роснефть», находящаяся в процессе форсированной приватизации. Крупнейшие банки ВЭБ, ВТБ, «Сбербанк» и «Газпромбанк», с некоторыми из которых прекратили сотрудничество иностранные партнеры. Производители вооружений, имеющие самые высокие темпы роста продаж в мире.
В Министерстве финансов РФ первоначальный ущерб от санкций оценивают в 40 миллиардов долларов. Банки Европы и США прекратили выдавать кредиты России.
Что думают сами россияне? Когда я оказался в Москве летом 1985 года, правительство Михаила Горбачева повысило цены на некоторые основные продукты, в том числе на хлеб и водку.
Очереди были огромными. Тысячи пенсионеров собирались у магазинов до рассвета. Около вино-водочных магазинов выстраивалось в два раза больше народу, чем около продуктовых. Бородатый музыкант, укладывавший бутылки со «Столичной» в футляр своего контрабаса, попросил меня подержать этот импровизированный контейнер. Эмбарго не было, было гораздо хуже. Реальный социализм начинал рушиться. Его окончательный крах произошел шестью годами позже. В 1998 году России пришлось пережить дефолт. Десятилетие спустя она столкнулась со общемировым спадом производства. И вот сейчас она снова перед лицом трудностей.
Согласно опросам Фонда общественное мнение (ФОМ), большинство россиян (70%) считают, что западные санкции наносят ущерб экономике РФ. 54% завили, что санкции затронули их напрямую.
Проправительственные СМИ утверждают, что Путин выигрывает поединок с Обамой, ссылаясь, в частности, на то, что журнал Forbes второй раз подряд назвал его человеком года. А Russia Beyond The Headlines льстиво пишет: «В мире 7,2 миллиарда людей, но США боятся только одного человека: Владимира Путина. И это из-за того, что практически на всех фронтах новой холодной войны российский лидер дает сокрушительный ответ коллективному вызову Запада». И приводит следующее табло результатов по зонам конфликта, как на мировом первенстве по футболу.
Сирия: Путин – 1, Обама – 0
Крым: Путин – 1, Обама – 0
Украина: Путин – 1, Обама – 0
Газопроводы: Путин – 2, Обама – 0
Forbes: Путин – 2, Обама – 0
Россия ввела контрмеры в ответ на санкции. В августе было объявлено о запрете на ввоз продовольственных продуктов из ЕС, США, Австралии и Норвегии, а именно фруктов, овощей, рыбы, молока и молочных продуктов, говядины, свинины и мяса птицы. Лишь 17% людей, опрошенных ФОМ, считают, что ответные санкции хоть как-то сказались на тех странах, в отношении которых они были введены.
Россия идет ко дну. В ходе пресс-конференции Путин заявил, что экономика восстановится через два года, хотя Министерство экономики РФ прогнозирует замедление темпов экономического роста на 3,5%-4%, если стоимость нефти опустится до 60 долларов за баррель, что уже произошло. При этом, как заявляет Путин, Россия «никоим образом» не намерена разрывать отношения с Европой и США, одновременно «расширяя и восстанавливая отношения с Южной Америкой, Африкой и странами Ближнего Востока».
Непростая панорама Латинской Америки
Уже много лет США тяжело переживают потерю власти и влияния в Латинской Америке и в бассейне Карибского моря. Президент Кеннеди был в гневе, когда Мексика отказалась разорвать отношения с Кубой в момент ее исключения из Организации американских государств в 1962 году и превратилась в единственную страну, обеспечивавшую воздушное сообщение острова с американским континентом. Потом испанский диктатор, генералиссимус Франсиско Франко, сильно рассердился, когда мексиканский президент Ласаро Карденас приютил в 1939 году республиканское правительство Испании в изгнании. При Сальвадоре Альенде в Чили ЦРУ и американская корпорация IT&T обошли кубинские спецслужбы, но это стоило им 16 лет пиночетовской диктатуры. В Перу американцы остались в проигрыше, когда на сцену вышел социалист Веласко Альварадо. В Панаме пришлось уступить канал. Доминиканскую Республику США отдали своему ставленнику Хоакину Балагеру. Гренаду просто захватили. Так они и действовали – то там надавят, то здесь прижмут. Тандем Кастро-Чавес сильно подпортил им картину сначала Боливарианским альянсом, концерном «Петрокарибе» и нефтью в качестве надежной валюты. А потом общим рынком Меркосур, Сообществом стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Союзом южноамериканских государств. США затаились у себя на севере.
В то же время Россия в этом году расширяет свою политику по поиску сфер сотрудничества на латиноамериканской земле. Китай – тоже. Но сейчас речь о русских. В прошлом июле Путин провел шесть счастливых дней в Латинской Америке. Вернувшись в Москву, он заявил: Россия должна «восстановить свое присутствие в этом чрезвычайно интересном и очень перспективном регионе мира».
Первая остановка – Куба: списание 90% долга перед СССР, оцененного в 31,7 миллиарда долларов. Остальное должно быть выплачено в течение 10 лет, но будет реинвестировано в кубинскую экономику. Участие в создании особой экономической зоны Мариэль, разведка на нефтяной платформе, пограничной с Мексиканским заливом, строительство гидроэлектростанции и поставки транспортных средств. Возможное возобновление деятельности (по данным британской газеты The Guardian) центра радиоэлектронной разведки Лурдес, который СССР в течение 40 лет использовал для радиоперехвата и сбора военной информации из Соединенных Штатов.
Никарагуа: Поставки зерна, сельскохозяйственного оборудования, размещение наземной станции российского аналога GPS – системы ГЛОНАСС, сотрудничество в строительстве Большого межокеанского канала, призванного стать альтернативой Панамскому.
Аргентина: обсуждение совместных проектов в области энергетики, транспорта, гражданской авиации, здравоохранения, использования космоса в мирных целях. Соглашения о взаимной правовой помощи и о сотрудничестве в использовании атомной энергии в мирных целях и в сфере массовых коммуникаций.
Последняя остановка – Бразилия: под предлогом символической передачи Бразилией России права проведения чемпионата мира по футболу 2018 и VII саммита БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Россия и ЮАР) были достигнуты договоренности в области энергетики, авиации, военно-технического и таможенного сотрудничества, а также подписан меморандум о взаимопонимании по реализации проекта по установке станций спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Кроме того, в Бразилии Путин встретился с одиннадцатью южноамериканскими президентами. С тремя из них – Николасом Мадуро (Венесуэла), Хосе Мухикой (Уругвай) и Эво Моралесом (Боливия) – он договорился о проведении двусторонних переговоров.
Пентагон растерялся от такого напора. Страны боливарианского блока получили компенсацию за оказанные услуги. Из одиннадцати стран, проголосовавших против резолюции ООН, которая признавала незаконным присоединение Крыма в марте этого года, четыре были латиноамериканские: Боливия, Венесуэла, Куба и Никарагуа. Аргентина, Бразилия, Уругвай и Эквадор воздержались. Резолюция, впрочем, все равно была принята.
Вклад Венесуэлы
Россия – второй крупнейший поставщик вооружений в мире с долей рынка в 27%. Она уступает лишь США, которые захватили 29%. Венесуэла – один из главных российских клиентов в Латинской Америке. Василий Бровко, начальник Департамента коммуникации и информации российской корпорации «Ростех», занимающейся производством вооружений, отметил в начале года, что сумма контрактов с Венесуэлой достигает 12 миллиардов долларов. «Это самолеты, вертолеты, системы ПВО, автомобили марки Лада, грузовики КамАз и еще очень широкий спектр продукции", сказал он агентству EFE.
В области энергетики русские тоже мчат на всех парусах. В мае «Роснефть» подписала контракт с венесуэльской PDSVA, в рамках которого российская компания закупит в течение следующих пяти лет 1,6 миллиона тонн нефти и 7,5 миллиона тонн нефтепродуктов за 2 миллиарда долларов. «Роснефть» и PDSVA участвуют в пяти совместных проектах по добыче нефти.
Смена курса – за кубинцами
Именно этот российский десант на латиноамериканскую территорию стремится остановить или нейтрализовать президент восстановлением отношений с Кубой и возможными последствиями этого. Ловкий ход, хотя многие эксперты думают, что Обама опоздал. Аарон Кляйн, корреспондент газеты из The Jerusalem Post и ведущий программ на радио Нью-Йорка (Aaron Klein Investigative Radio, AM 970 The Answer), считает, что нынешний американский президент – такой слабый политик, что не исключено, что Куба, подобно России и Ирану, просто воспользуется полученными льготами и при этом останется вечным врагом США. Внутренняя кубинская оппозиция и эмигранты первого поколения в Майами были против решения американского президента. Некоторые республиканцы и демократы с избирательной базой во Флориде заявили, что будут бойкотировать в Конгрессе требование Обамы об отмене эмбарго и финансировании программы восстановления отношений.
Молодые лидеры кубинской оппозиции настроены не в пример более оптимистично. Диссидент Элиесер Авила в своем прошлогоднем интервью уже показал себя многообещающим политиком. В мае он объявил о создании собственного движения Somos + (somosmascuba.wordpress.com), в то время как известная блогер Йоанни Санчес основала еще одно - 14ymedio.com. Сегодня, в пятницу 19 декабря, я видел выступление Элиесера на испанском телевидении, где он из Гаваны без гнева и ненависти описывал новые возможности ближайшего будущего: «Смена политического курса США по отношению к Кубе была необходима и полезна, хоть она и была осуществлена без тех гарантий, которые многим из нас хотелось бы получить. Правительство Обамы действовало не бездумно, а на основе тщательного анализа, который привел его к тем же выводам, что и нас, активистов гражданского общества на Кубе, и в целом кубинский народ, чьей неотъемлемой частью мы являемся».
И далее: «Сегодня для нас открыта дорога, нам будет проще сосредоточиться на темах, которые требуют развития и решения. Политика Соединенных Штатов никогда не способствовала развитию гражданского общества и оппозиции. Правительство (кубинское) добьется своего, только если сможет представить силы гражданского общества в качестве упрямых противников прогресса и благополучия, пользуясь ограниченными представлениями большинства кубинцев относительно этих двух вещей. И это роскошь, которую мы не можем ему позволить».
Я еще не слышал, каков счет в матче «Обама – Гавана» и «Обама – Москва». В этом шестом матче мировой серии он мог бы выглядеть следующим образом: Кастро – 0, Обама – 1.