Пресс-конференция Владимира Путина была обращена, прежде всего, к российским слушателям. Россияне увидели гаранта стабильности, который не сворачивает с избранного им курса и уверяет, что страну после краткого периода сложностей ожидает светлое будущее, будто бы российская биржа не пережила крах, а цены на нефть не сохраняли тенденцию к дальнейшему падению, пишет Newswek Polska (18.12).
Адресаты пресс-конференции Путина с нетерпением ждали, как российский лидер прокомментирует панику на российском рынке и падение курса рубля, однако тот старался избегать слова «кризис», обещая, что экономика сможет приспособиться к низким ценам на энергоносители, а уже через два года экономическая ситуация улучшится, и это теоретически возможно, указывает Polityka (18.12).
«Нефтяные цены вернулись на уровень приблизительно пятилетней давности, а Россия с этим существовала. Возможно, без новых экстравагантных проектов вроде 50 миллиардов долларов, вложенных в инфраструктуру сочинской Олимпиады, и инвестиций, как многие годы откладывавшаяся модернизация Транссибирской магистрали, страна сможет как-то справиться с ситуацией», — заключает еженедельник.
Российский президент не ответил ни на один сложный вопрос, произнося ставшие привычными общие фразы о том, что во всех бедах России виноват Запад, перед давлением которого Москва не намерена сдаваться, продолжает тему Rzeczpospolita (18.12). Хотя внешне Путин стал в лучшую сторону отличаться от советских лидеров, его риторика осталась сходной. «Убежденность российского президента в том, что его страна велика во всех отношениях, на фоне реального состоянии российской экономики выглядит просто карикатурной. И такие карикатуры в прошлом мы видели много раз», — отмечает публицист издания.
Путин говорил, что страну, возможно, придется перевести на ручное управление. Это удобный и безопасный рецепт, чтобы одержать пропагандистскую победу и успокоить население, не проводя реформ и не пытаясь достичь компромисса с Западом по поводу отмены санкций, пишет та же газета в другой своей публикации (18.12). Но это, по сути, признание банкротства Москвы, и остановить внедрение такого метода управления народным хозяйством может или реакция западных стран и в целом глобальной экономической системы, или, что более вероятно, сопротивление олигархов, поскольку ручное управление нанесет удар не только по свободному рынку, но и по их интересам, убежден автор комментария.
В результате применения ручного управления экономикой российское руководство уже преуспело в укреплении курса рубля: «Путин обзвонил "друзей", и те принесли в зубах свои миллиарды, не обращая внимания на то, что продают теперь по 55 рублей те же доллары, что покупали неделю назад по 80», — отмечает, в свою очередь, Gazeta Wyborcza (20.12). Таким образом, «у нас появилось очередное неопровержимое доказательство превосходства здорового авторитаризма над прогнившей демократией», — иронизирует газета, предупреждая, что отток капиталов из России тем не менее продолжится, поскольку «жизнь научила их обладателей, что на самом деле их собственностью являются лишь те средства, которые им удалось вывезти с родины».
Целью Путина было успокоение ситуации внутри страны, и на какое-то время ему это в очередной раз удалось, сообщает портал Defence.24 (19.12). Выступление президента подтвердило также, что он не намерен вносить коррективы, в том числе, и во внешнюю политику России. Это означает, в частности, что продолжатся полеты российских самолетов вблизи воздушного пространства стран НАТО, а удерживаемые на российской территории украинцы будут и дальше трактоваться не как военнопленные, а как террористы, что показывает пример Надежды Савченко, подчеркивает портал.
Российский президент завел страну в кризис, став заложником собственной политики: иллюзорные внешние успехи (в Крыму и Абхазии) обошлись слишком дорого, а украинская кампания может стать для Путина столь же убийственной, как Первая мировая война для царской России или афганская операция для советского режима, — такие размышления на страницах Gazeta Wyborcza (20.12) публикует ее главный редактор Адам Михник (Adam Michnik).
«Путин убеждает россиян, что во всем виноваты американцы, и, кажется, сам верит в эту бессмыслицу. Есть люди, которые принимают на веру слова о том, что защищаясь перед Западом, необходимо сплотиться вокруг лидера. Но те же самые люди, в конце концов, спросят, чего стоит лидер, который поссорил их страну со всем миром. И тогда, говоря об Украине, они повторят слова Андрея Сахарова о войне в Афганистане: "позорная война". Бессмысленная и жестокая. Несчастье России», — констатирует он.
Между тем публицист Анджей Талага (Andrzej Talaga) в Rzeczpospolita (22.12) проводит мысль, что Путин «хотел бы свернуть с курса непосредственной политической и экономической конфронтации с Западом», чтобы остановить процесс падения российской экономики. Россия будет стремиться к урегулированию украинского кризиса: российский президент и глава МИД Сергей Лавров уже стали называть Донбасс и Луганскую область частью Украины, значит, Москва будет склонять Киев принять федеральную модель государственного устройства, а одновременно стараться получить поддержку этой концепции у отдельных западных стран, в которых сильны группы, желающие ради собственных интересов как можно быстрее отменить антироссийские санкции, пишет автор публикации.
Аналитик Михал Любина (Michał Lubina) в интервью Onet.pl (22.12) размышляет, сможет ли Россия подключиться к новому азиатско-тихоокеанскому мировому центру, переориентировав свои торгово-экономические интересы на восток. Хотя интенсифицировавшиеся в последнее время китайско-российские отношения напоминают взаимовыгодный «брак по расчету», Москва играет в них, скорее, роль «младшего партнера» Пекина, который в долгосрочной перспективе будет стремиться превратить Россию в свой сырьевой придаток, чтобы вернуть себе глобальное лидерство, полагает собеседник портала.
Пока российские проекты, как, в частности, трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан, не смогли стать для РФ реальным «пропуском» в Азию. Удастся ли российской стороне перевести политические выгоды новых контрактов с Китаем в экономические, и увенчается ли успехом стратегия Путина, который, как когда-то Александр Невский, решил пойти на уступки более сильной, но далекой восточной державе, чтобы благодаря этому отразить пугающую его экзистенциальную угрозу с Запада, покажет время, резюмирует эксперт.
Кремлевская пропаганда обещала, что благодаря «китайским братьям» Россия сможет восполнить убытки, которые она несет из-за ограничения экономического сотрудничества с Западом, однако Пекин не спешит помогать ей с прокладкой трубопроводов и выдачей кредитов, а китайские компании отказываются переходить на расчеты в рублях. Китайцы хотят лишь дешево покупать газ, хотя «доподлинно неизвестно даже то, на самом ли деле они подписали с Газпромом контракт на поставки», — указывает Gazeta Wyborcza (22.12).
Позитивный фон создавал репортаж той же газеты (20.12) о переменах, произошедших в Москве за последний год. Московские парки преобразились до неузнаваемости, начав предлагать горожанам по-настоящему культурный и разнообразный отдых и интеллектуальные развлечения, московские автомобилисты стали вежливее относиться к пешеходам, а те получили в свое распоряжение новые пешеходные зоны в центре столицы. Велосипедисты благодаря развитию сети велосипедных трасс и велопрокатов постепенно превращаются в полноценных участников дорожного движения, перечисляет автор материала. Москва становится по-настоящему европейским городом, а пример ее преображения показывает, «в каком городе хотели бы жить москвичи, и как они радуются, когда их желания исполняются», подводит итог он.