Томас Карозерс (Thomas Carothers) был прав, когда писал в своей статье от 23 декабря «Экономия на демократии» (Shortchanging democracy), что США должны активнее использовать программы по поддержке демократии, чтобы обуздывать жестокость авторитарных диктатур и подталкивать их к переходу к политическим системам, основанным на демократической ответственности власти и на верховенстве закона. Однако многие сотрудники Агентства по международному развитию скептически смотрят на идею о том, что увеличение числа подобных программ обязательно помогает распространять демократию.
В частности, проблема заключается в том, что предложение программ не создает на них спрос. Сам г-н Карозерс отмечает, что, несмотря на все демократические программы, Украина за два десятилетия так и не пришла к демократии и законности. Ее власти просто не поддерживали многие из действовавших программ и не оставляли организациям из сектора гражданского общества политического пространства для роста. Сотрудничество просто отсутствовало. Особенно это относилось к восточным регионам, которые сейчас контролируются Россией. В Киевской области, в которой я занимался местными программами, связанными со здравоохранением и с развитием демократии, власти проявляли в лучшем случае безразличие, а в худшем откровенную враждебность — и зачастую отсекали нас от финансирования.
Таким образом, нам следует, скорее, поддерживать работающие американские программы помощи на оперативном уровне. Речь идет в частности о программах по развитию инфраструктуры здравоохранения и по повышению качества управления государственными финансами в бедных странах. Это должно помочь им эффективнее расходовать средства на жизненно важных направлениях. По мере того, как на этих направлениях будет улучшаться ситуация, пользователи государственных услуг начнут ожидать от чиновников большей ответственности, и это должно помочь косвенным образом достичь целей, на которые направлены наши программы по развитию демократии и повышению качества управления.
Джордж Гесс (George Guess), Потомак.