В конце 70-х, еще будучи студентом, Сергей Бабурин написал письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС, по сути, главе страны советов Л.И.Брежневу о необходимости реабилитации Бухарина, Зиновьева и Сокольникова, что по тем временам было шагом почти безрассудным.
Как ни странно, это сошло ему с рук и никак не сказалось на карьере: в конце 80-х он был деканом юридического факультета Омского университета, членом университетского партийного комитета, и если бы не крайне нестабильное положение СССР в тот период, он вполне мог бы смотреть в будущее с уверенностью и оптимизмом. В период перестройки Бабурин стоял на вполне либеральных позициях, что нашло отражение в его многочисленных публицистических письмах. Например, в 1988 году он сочинил отповедь на антиперестроечный манифест Нины Андреевой «Не могу поступаться принципами», выступал в защиту драматурга Михаила Шатрова, которого обвиняли в дискредитации вождей революции. Кроме того, он был членом общества «Мемориал», которое собирало и обнародовало сведения о политических репрессиях в СССР. В 1990 году Бабурин прошел в Верховный Совет по списку «Демократической России» и стал членом Конституционной комиссии. С этого момента Бабурин входит в российскую публичную политику и уже ее не покидает. В Верховном Совете Бабурин создал фракцию «Россия». Вскоре он объявил, что разуверился как в коммунистах-консерваторах (их он назвал реакционерами), так и в «Демократической России» («демократов» Бабурин заклеймил «авантюристами).
«Россию» Бабурин позиционировал как некоммунистическую оппозицию республиканскому руководству, которая хотела сохранить СССР и провести в нем глубокую экономическую реформу. Долгие годы Бабурин занимал пост вице-спикера Госдумы. Кроме того, второй депутатский срок Бабурина запомнился созданием внефракционного депутатского объединения «АнтиНАТО».
Сегодня Бабурин рассказал, кого он считает виновником российского кризиса.
— Так что же сейчас происходит в России?
— Нынешнее плачевное состояние экономики России — это прямой результат той антинародной политики, которую проводило государство на протяжении 20 лет. Олигархическая экономика, свертывание социальных проектов, инфляция — все было пагубным для российской экономики и, в частности, стало свидетельством банкротства российской экономической системы и правительства Медведева, а также руководства Центробанка во главе с Набиуллиной. Кстати, на своей большой пресс-конференции президент Путин заявил, что не одна Набиуллина несет ответственность за инфляцию в России.
Нисколько не удивлюсь, если президент до конца года продемонстрирует кадровые революционные решения. Более того, считаю, что если он в ближайшее время не отправит премьера Медведева и главу Центробанка Набиуллину в отставку, то ему придется задуматься о своей отставке.
— С чего же начался этот кризис? С крымского вопроса?
— Крым здесь не при чем. Этот кризис надвигался давно. Приведу один пример: даже без Крыма, без всякого падения цен на нефть, грузоперевозки по России сократились на 50%. О чем это говорит? Прежде всего о том, что экономические процессы остановились без всяких санкций и Крыма. Олигархический капитализм, сложившийся в России, не меняется уже долгое время. Хотя некоторые олигархи уходили — другие приходили, но это не меняло его сути. И во многом экономический кризис спровоцирован олигархами. Они с хорошим напором скачивали деньги из России. Кроме того, получая большие деньги от нефти, правительство РФ так и не смогло освободить страну от нефтяной иглы.
— Вы заметили, что не исключаете отставку самого Путина? На чем основан такой вывод?
— Отмечу одну любопытную деталь. В Москве в последнее время очень активизировались люди Медведева. И то, что неизбежно придется решать вопрос Медведева, очевидно. Или Путин меняет команду, или команда Медведева сметет его — другого здесь не дано. И чем больше он с этим будет тянуть, тем быстрее будут сокращаться его шансы успешно завершить свой президентский срок.
— Путин на своей пресс-конференции вновь обвинил Запад и даже сказал, что тот пытается посадить русского медведя на цепь. Вы согласны со своим президентом?
— Что Запад хочет наказать Россию, несомненно. Мне вообще непонятны претензии Обамы — с какой, собственно, стати Путин должен все свои шаги согласовывать с США. Россия, славу Богу, не является 52-м американским штатом, и мы не являемся ничьей подмандатной территорией. Россия проводит свою политику исходя из своих интересов. Те санкции, которые принимают США, не имеют никакой международной силы. Санкции может принимать только ООН. И нынешнее грубое попирание Штатами всех норм международного права нарушает все правила не только ООН, но и ВТО.
Со времен Горбачева американцы привыкли, что Россия обслуживает их интересы. А тут Путин просто чуточку проявил самостоятельность, и, видите ли, пошли санкции. И славу Богу, что Россия возвращается к той системе, которая ее в интересах.
— Но такой своей политикой вы не только приобретете неприятелей, но и потеряете своих союзников. Даже Лукашенко отвернулся от России…
— Да не отвернулся он. Просто Лукашенко хочет отгородить свою страну от либерального правительства Медведева, а не от России, и отмежеваться от чудачеств с рублем, которые творит Набиуллина. Хотя я иногда и сожалею о горячности Лукашенко, но я понимаю, что ему надо защищать народ Белоруссии от той вакханалии, которая творится в России. Почему Украина вышла из состава СССР? Потому что украинцы не захотели иметь дело с ельцинской бандой, захватившей власть в Москве.
— Но вы были вице-спикером Госдумы России во времена Ельцина. Почему же ничего не предпринимали, не говорили Ельцину об этом напрямую?
— Как не говорил?! Больше меня никто Ельцина так жестко не критиковал. Я ему сказал даже, что я никогда не прощу ему развала СССР и что он самый настоящий сепаратист.
— Насколько реальна возможность войны между Украиной и Россией?
— Хотя Запад уже долгое время толкает эти страны к войне, я все же полагаю, что войны не будет. Война не в интересах ни российского, ни украинского народов. Запад, разобравшись с арабской и разрушив южнославянскую цивилизации, теперь взялся за восточноевропейскую. И мы не должны идти на поводу у Запада, убивая друг друга. Если украинские власти вновь пойдут войной на Донбасс, то вопрос признания ДНР и ЛНР станет ребром.
— Кто, по-вашему, выйдет победителем в этой геополитической схватке?
— Тот, кто будет умнее. Я считаю, что если Путин не сменит правительство, у него не будет шансов выйти победителем из этой битвы.
— Понятно. Ну а кто же может возглавить правительство после Медведева?
— Тот же секретарь СБ России Сергей Иванов или те же Сергей Степашин и Сергей Глазьев. Это люди, которые реально смогут вывести российскую экономику из кризиса.
— Допускаете ли вы возможность революции в России?
— К сожалению, уже долгие годы российский народ подталкивают к революции. Он усиленно сопротивляется, но бесконечно сопротивляться невозможно...
— Как вы оцениваете азербайджано-российские отношения на нынешнем этапе?
— Запад будет продолжать мутить ситуацию на всем постсоветском пространстве. Любое решение по Карабаху, будьте уверены, будет торпедироваться Западом. Ему нужен карабахский конфликт как рычаг давления и на Азербайджан, и на Армению. Убежден, что те результаты, которых добились США по отрыву Азербайджана от России, вполне реальны. Тем не менее, не теряю надежды, что необратимого не произошло, и прежние отношения добрососедства между нашими странами будут сохранены.