Он был евреем, во взрослом возрасте перешедшим в христианство. Он изучал биологию, играл на саксофоне джаз, но в итоге, в начале 60-х, был рукоположен в священники. У Якунина, который провел в лагерях в сумме семь лет, проблемы были не только с государственной властью. В первую очередь он вызывал недовольство своего вышестоящего начальства из Русской православной церкви Московского патриархата. Оно не хотело никаких конфликтов с коммунистическим государством, а кроме того в его рядах было немало сотрудников КГБ, что становилось для церковных структур особым грузом. Поэтому, когда советский режим рухнул, Якунин требовал провести люстрацию духовенства. Как мы знаем, безрезультатно.
За свою непоколебимую позицию он дважды лишался сана, во второй раз, уже в 90-х, это закончилось переходом священника в непризнанную РПЦ Украинскую православную церковь Киевского патриархата, а потом в неканоническую Русскую катакомбную церковь.
В своих выступлениях и публикациях (одну из них 10 лет назад я имел удовольствие переводить на польский) Якунин обращал внимание на важную вещь: с одной стороны, СССР был империей государственного атеизма, преследующей все религиозные верования, в том числе и в особенности православие, но с другой, во время Второй мировой войны Сталин пришел к выводу, что он может использовать Церковь, как силу для консолидации россиян перед лицом немецких захватчиков. И такой инструментальный подход использовали позже, уже в мирные времена, все советские лидеры.
Такое положение вещей не осталось в прошлом. Сейчас православные, разумеется, обладают в России свободой вероисповедания, однако можно задуматься о том, какова была бы позиция высших церковных иерархов в российской общественной жизни, если бы они критиковали политику Владимира Путина и использование им религии в пропагандистских целях. В российской политической традиции алтарь подчинен трону (в этом плане Россия напоминает протестантские страны). Бичевать царя — это прерогатива максимум юродивых, но кто будет воспринимать безумцев (даже божьих) всерьез?
В конце свой жизни Якунин сравнивал Россию с разлагающимся в гробу Лазарем, которого воскресил Иисус. Говоря об этом, священник подчеркивал, что его родина разлагается главным образом от собственных грехов, тем не менее он верил, что может произойти чудо: что Бог может ее преобразить и избавить от них. Слушая эти слова, я чувствовал, что их произносит пророк. Однако очень сложно быть пророком в собственном отечестве.