В пятницу, 9 января, представители Белого дома сообщили, что заместитель министра финансов США станет следующим заместителем директора ЦРУ.
Дэвид Коэн (David S. Cohen), заместитель министра финансов США по борьбе с терроризмом и финансовой разведке, был главным создателем концепции экономических санкций против России и Ирана и борьбы с финансированием террористических группировок.
Назначение Коэна на должность в ЦРУ, которая прежде, как правило, доставалась сотрудникам этого агентства, стало отражением того, что Министерство финансов США превратилось из департамента, созданного в 18 веке с целью печатать деньги и собирать налоги, в министерство, играющее ключевую роль в принятии решений, касающихся национальной безопасности.
Хотя Коэн никогда не работал в шпионских структурах, он «привнесет свой огромный опыт в процесс принятия решений по многим вопросам, с которыми мы работаем», как сказал директор ЦРУ Джон Бреннан (John O. Brennan) в своем официальном заявлении.
Коэн вступает в должность заместителя директора ЦРУ в тот момент, когда это агентство сталкивается с множеством угроз безопасности, в том числе с формированием военизированных группировок в Сирии, которые привлекают добровольцев из Европы и США, и активно работает над тем, чтобы предотвратить возможные атаки.
Коэн сменит на этой должности Эврил Хейнс (Avril D. Haines), которая стала первой женщиной-заместителем директора ЦРУ. Недавно она вернулась в Белый дом и заняла должность заместителя советника президента Обамы по вопросам национальной безопасности.
С 2011 года Коэн возглавлял многие наиболее агрессивные иностранные компании Министерства финансов США, в том числе попытки блокировать каналы финансирования террористических группировок, торговцев оружием и наркокартелей.
Он регулярно принимал участие в заседаниях Белого дома, посвященных самым разным вопросам, «от Сирии, Украины и Ирана до борьбы с терроризмом», — сказал Бен Роудз (Ben Rhodes), заместитель советника Обамы по стратегическим коммуникациям. — Это человек, который полностью информирован, полностью осведомлен о нашем подходе к решению всех острых вопросов внешней политики».
В последнее время 51-летний Коэн регулярно ездил на Ближний Восток и в Европу, чтобы убедить другие страны присоединиться к санкциям против врагов США. Чиновники Белого дома указывают на резкое падение курсов валют России и Ирана, называя их доказательством эффективности санкций.
Коэн называл санкции ключевым фактором, заставившим Иран принять участие в переговорах по его ядерной программе, однако он также признавал, что принятие экономических мер против стремительно развивающихся террористических сетей сопряжено с множеством трудностей.
Исламское государство, которое захватило часть территорий в Ираке и Сирии, «представляет собой иную проблему» в процессе борьбы с финансированием террористических группировок, как сказал Коэн в одном из своих выступлений в октябре, потому что это ответвление «Аль-Каиды» «получает довольно ограниченное количество средств от состоятельных спонсоров» из Персидского залива, и поэтому оно менее уязвимо перед лицом внешнего давления.
Исламское государство получает «десятки миллионов долларов ежемесячно» от продажи краденой нефти, а также путем вымогательства, как сказал Коэн, что заставляет Министерство финансов США «приспосабливать наши инструменты и техники». Пока остается неясным, приносят ли эти усилия какой-либо значимый результат.
Выбрав Коэна, Белый дом обошел вниманием нескольких кандидатов из числа сотрудников ЦРУ, чьи шансы на назначение, возможно, были испорчены их причастностью к пыткам подозреваемых в терроризме после терактов 11 сентября.
Прежние заместители директора ЦРУ имели непосредственное отношение к оперативному руководству деятельностью агентства, однако Бреннан известен тем, что он не склонен делегировать эти обязанности подчиненным и предпочитает лично управлять большей частью операций ЦРУ.
Бреннан, ветеран ЦРУ, прежде занимавший пост советника Обамы по вопросам борьбы с терроризмом, в своем заявлении сообщил, что он «в последние несколько лет тесно сотрудничал» с Коэном в решении важнейших вопросов, касающихся национальной безопасности.
Назначение Коэна на должность в Министерстве финансов стало продолжением его работы на прежней должности заместителя министра по борьбе с финансированием терроризма. Влияние Министерства финансов в решении вопросов национальной безопасности было усилено благодаря реформам, проведенным после 11 сентября, которые предоставили министерству новые инструменты отслеживания незаконных финансовых сетей.
Коэн стал одним из тех, кто разрабатывал эти инструменты, будучи еще старшим помощником юрисконсульта Министерства финансов в 2001 году, когда был принят Закон США о противодействии терроризму.
Коэн вел частную юридическую практику в промежутке между двумя его назначениями в Министерстве финансов, специализируясь на гражданских спорах и консультируя финансовые институты по вопросам механизмов отмывания денег и соблюдения условий санкций.
Он закончил Корнеллский университет и в 1989 году получил ученую степень в Йельской школе права. В Министерстве финансов его место займет — по крайне мере на некоторое время — Адам Шубин (Adam J. Szubin), руководитель отдела Министерства финансов по контролю за зарубежными активами.