«Все великолепно», — гласит заголовок статьи Майкла Грюнвальда (Michael Grunwald) в Politico, объясняющей — с опорой на экономическую статистику, — как прекрасно идут дела в США.
Безусловно, некоторые экономические показатели сейчас лучше, чем на пике кризиса, но они неминуемо должны были улучшиться — точно так же как после урагана «Катрина» большая часть воды покинула Новый Орлеан без дополнительных усилий с чьей-либо стороны. При этом рассуждения о том, что сейчас все не так плохо, как в разгар рецессии, маскируют, насколько сейчас хуже, чем до кризиса. Вот несколько примеров:
· Хотя в последние месяцы цены на бензин на автозаправках сильно упали, в среднем за этот год они все равно были выше среднегодового уровня до Обамы.
· Дефицит федерального бюджета в только что закончившемся бюджетном году превышал (и в долларовом выражении, и в процентах от ВВП) докризисный уровень.
· Продажи жилья на вторичном рынке по-прежнему ниже, чем до эпохи пузыря, а продажи свежепостроенных домов в 2014 году были ниже, чем в любой (!) год до Обамы, за исключением всего двух лет.
· Средний уровень безработицы в 2014 году, судя по всему, будет выше, чем в любой из годов правления Буша-младшего (George W. Bush) и чем в большинство годов правления Клинтона (Bill Clinton).
· Доход домохозяйств на 4,5% ниже, чем был семь лет назад, до начала рецессии.
· Уровень бедности — процент бедняков среди американцев — выше, чем при Буше, и выше, чем был в большинство клинтоновских лет, несмотря на то, что правительство Обамы сильно снижает его, тратя на бедных огромные деньги.
· За 12 месяцев по сентябрь включительно экономика выросла на 727 миллиардов долларов, однако только благодаря тому, что Федеральный резерв закачал за этот период в экономику 710 миллиардов долларов. Индекс Доу-Джонса за 120 дней поднялся с 17 тысяч до 18 тысяч. Многих такой рост обрадовал, но до последней рецессии Доу подскочил с 13 тысяч до 14 в пять раз быстрее — за 26 дней.
· В первый год Обамы Индекс экономического стресса, достигавший 19 — пугающей рекордной цифры, — в 2014 году, действительно снизился до 8. Это большое улучшение, однако он все равно выше, чем был до рецессии. В 2004-2007 годах, когда его среднегодовым значением было 5. В последние четыре года правления Клинтона средним значением индекса было 3, а в последние четыре года правления Рейгана — 4.
Откуда сейчас такие высокие значения?
Все просто:
1) Рост ВВП сейчас идет медленнее, чем в предыдущие периоды восстановления, несмотря на то, что ФРС продолжает подпирать экономику своим балансом в 4,5 триллиона долларов. Если бы все было «отлично» (или хотя бы прилично), баланс можно было бы снова сократить до минимальных 800 миллиардов долларов (1/5 нынешнего!), как было до кризиса. Но до «отличного» нам далеко.
2) Уровень неполной занятости (U6) до сих пор остается высоким. Этот параметр лучше всего помогает оценить положение дел в сфере занятости, так как он учитывает и полностью безработных, попадающих в статистику по безработице, и тех, кто периодически подрабатывает, плюс тех, кто работает на неполную ставку, потому что экономика не позволяет им работать полноценно. При этом U6, как и Индекс безработицы, не учитывает тех, кто сдался и выпал из числа работников. Однако, даже несмотря на эти неучтенные миллионы безработных, показатель остается повышенным.
3) Доход домохозяйств по-прежнему в плохом состоянии. Да, экономика создает рабочие места, но на многих из них толком не платят — даже при работе на полную ставку, соответственно у домохозяйств возникают проблемы с деньгами. В ноябре, по считающимся достоверными данным Sentier Research, их доход был на 2,7% ниже, чем в июне 2009 года, когда рецессия якобы закончилась, и на 4,5% ниже, чем до начала рецессии.
Как мы видим, и приводимые мной данные по узким областям, и более широкие показатели, отраженные в Индексе экономического стресса, показывают, что ситуация сейчас хуже, чем была в годы и десятилетия до прихода Обамы к власти. Сравнивать нынешнее положение дел исключительно с 2009 годом неправильно, так как кризис в любом случае не может вечно оставаться на одном уровне. Замечу, что через несколько месяцев после начала кризиса и вскоре после избрания Обамы президентом Бюджетное управление Конгресса прогнозировало рост на уровне 4% в год в период с 2011 по 2014 годы. Тем не менее, таких цифр роста мы пока не видим.