Можем ли мы, как и прежде, тратить бешеные деньги на дорогостоящее оружие, чтобы сохранять военное превосходство над такими странами, как Россия и Китай, а также оплачивать разведку и вооруженные силы, необходимые для устранения угроз со стороны таких группировок, как «Аль-Каида» и «Исламское государство»?
Террористическая опасность явно носит более прямой и непосредственный характер. В этом финансовом году она потребовала 70 миллиардов долларов в дополнение к основному бюджету на оборону, сумма которого составила 585 миллиардов. Расходы на «непредвиденные операции за рубежом» включают боевые действия в Ираке, Афганистане и Сирии, действия американского спецназа, сбор разведывательной информации и плюс ко всему военную, экономическую и гуманитарную помощь нашим союзникам.
Между тем, перспектива усиления угроз со стороны Москвы и Пекина требует дополнительных затрат, и все это становится похоже на прежнюю холодную войну.
В среду помощник министра ВМС по научно-исследовательской, опытно-конструкторской работе и закупкам Шон Стэкли (Sean Stackley) убедительно показал, что начинается новая гонка вооружений.
Стэкли, выпускник военно-морской академии, имеет научную степень Массачусетского технологического института. 26 лет он отдал ВМС США. Кроме того, он три года проработал в аппарате сенатского комитета по делам вооруженных сил, после чего был выдвинут администрацией Джорджа Буша на свой сегодняшний высокопоставленный пост в ВМС. В должности его утвердили в июле 2008 года. Стэкли является выразителем общего мнения, существующего в ВМС и других видах вооруженных сил, а поэтому к нему стоит прислушаться.
«Наше превосходство на море требует, чтобы мы поддерживали превосходство в технике, науке, проектировании», — заявил он, выступая в аналитическом центре Атлантического совета (Atlantic Council).
Стэкли отметил «впечатляющие» инвестиции Китая в военно-морские силы, приведя в качестве примера «новый авианосец, атомные подводные лодки, истребитель пятого поколения, амфибийные средства, беспилотные летательные аппараты, а также противокорабельные и баллистические ракеты». Далее он добавил: «Россия также возрождает свой океанский военно-морской потенциал».
Но погодите.
Единственный находящийся на плаву китайский авианосец — старый модернизированный российский корабль, приобретенный в 1998 году у Украины. Украина использовала его в качестве музея. Это правда.
С 2012 года он является учебным кораблем, а во время недавних морских испытаний на нем произошел взрыв, выведший из строя новую электрическую систему авианосца. Есть сообщения о том, что Китай строит свой первый авианосец с обычной силовой установкой. Говорят, что он сопоставим со старым авианосцем, вошедшим в боевой состав ВМС США 25 лет назад.
В июне министерство обороны сообщило следующее: «В 2013 году Китай впервые публично признал то, что он хочет строить отечественные авианосцы». Первый из них «может войти в строй где-то в начале следующего десятилетия», отметило министерство.
Что касается России, то ее первый супер-авианосец с атомной силовой установкой был заложен на стапелях в 1988 году. Однако строительство корабля в январе 1991 года отложили, когда оно было осуществлено на 20%. Через год от этого проекта отказались.
Первый американский супер-авианосец с атомной силовой установкой Enterprise (CVN 65) вошел в состав флота в 1962 году, а в декабре 2012 года его списали. Сегодня у США имеется 10 действующих супер-авианосцев, которые постепенно устаревают. Однако Стэкли заявил: «ВМС требуется 11 [новых] авианосцев».
Первый такой корабль Gerald Ford (CVN78) должен быть поставлен ВМС в будущем году. Его стоимость составит 12,9 миллиарда долларов. Начинается строительство еще одного авианосца, John F. Kennedy (CVN 79), которое должно быть завершено в 2020 году с оценочной сметой в 11,5 миллиарда долларов, о чем сообщил Стэкли.
Авианосцы сыграли важную роль в ходе Второй мировой войны и менее важную — во время холодной войны. Они были в определенной степени нужны во время войны в Персидском заливе, в конфликтах в Ираке и Афганистане, а также в интересах сдерживания в Тихом океане.
Серьезным похмельем холодной войны стала программа замены 14 стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами класса Ohio (ПЛАРБ), которые могут нести на борту 24 межконтинентальных баллистических ракеты. Каждая из них способна доставлять к цели до 12 ядерных боеголовок индивидуального наведения.
Благодаря договору о контроле вооружений с Россией от 2010 года, с 2018 года одновременно в строю могут находиться только 12 ПЛАРБ класса Ohio с 20 ракетами. На каждой ракете может быть лишь четыре или пять боеголовок.
Это значит, что в распоряжении у США все равно будет более 1 000 боеголовок, запускаемых с подводных лодок. 320 из них будут находиться в постоянной готовности к пуску, размещаясь на четырех субмаринах, которые патрулируют воды Атлантического и Тихого океанов. Каждая такая боеголовка как минимум в пять раз мощнее той бомбы, которая была сброшена на Нагасаки.
В чем же заключается угроза?
Просто состязание с русскими в манере холодной войны.
Свою собственную модернизацию ПЛАРБ, которых меньше и которые обладают более слабыми характеристиками, Россия начала 15 лет назад. Первая из восьми запланированных к строительству ПЛАРБ класса «Борей» была построена в 2013 году. Еще три строятся в настоящее время.
Китай свою первую атомную подводную лодку с баллистическими ракетами принял на вооружение лишь в 2010 году. В прошлом году министерство обороны сообщило, что Пекин ввел в строй три ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь», и еще пять таких лодок войдут в состав флота в будущем, после чего Китай в следующем десятилетии приступит к строительству ПЛАРБ нового поколения (проект 096).
По словам Стэкли, замена ПЛАРБ класса Ohio — «приоритет ВМС номер один». Сегодня в плане стоят 12 лодок. Строительство первой должно начаться в 2021 году, а завершиться в 2029-м. В боевой состав ее планируется ввести в 2031 году. После этого замена лодок будет осуществляться поочередно, одна за другой, и самые старые будут выведены из состава флота в 2040-х годах.
На новых ПЛАРБ будет размещено лишь 16 ракет, но они «будут обладать самыми современными возможностями и характеристиками малозаметности, которые обеспечат им выживание на всем протяжении их 40-летнего срока службы», говорится в заявлении ВМС.
По словам Стэкли, за 15-летний период стоимость программы по замене лодок Ohio составит около 100 миллиардов долларов.
Сегодня главная угроза — это угроза терроризма. Но ни одну из таких угроз нельзя предотвратить при помощи ядерной боеголовки.
Настоящее расточительство — тратить столь огромные деньги на воссоздание мощных ядерных сил, которые никогда не использовались — причем, в таких масштабах, в которых никогда и не будет необходимости.
Лучше нам иметь меньше ПЛАРБ.