Произошедшие в Париже террористические атаки выгодны России, хотя тезис о прямой связи с ними Кремля остаются в сфере предположений, говорит бывший заместитель министра обороны Польши Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew) в интервью порталу wPolityce.pl (12.01). Если Запад столкнется с серией нападений террористов, он перестанет заниматься проблемами Восточной Европы и сконцентрируется на собственной безопасности, что, в свою очередь, «откроет России путь к дальнейшей реализации ее наступательных планов», — полагает эксперт. «Можно отталкиваться от того, что теракты во Франции придумали сумасшедшие исламисты, но не стоит при этом забывать, что Красные бригады или Фракцию Красной армии финансировала советская разведка, поэтому нельзя исключить, что в этом исламском котле замешан не только ислам», — рассуждает он.
Публицист Krytyka Polityczna (12.01) называет заявления о том, что за действиями исламских террористов стоит Москва, а «Путин провоцирует общественный хаос во Франции, чтобы (…) отвлечь внимание мира от войны на Украине», курьезными. И подчеркивает, что такой подход изображает Россию более могущественной, чем она на самом деле является, и преувеличивает ее роль в мировых событиях. При этом автор комментария отмечает, что у действий исламских радикалов и российского «фундаменталистского неокапитализма» есть общий источник: реакция на колониальную и неоколониалистскую политику Запада, стремящегося к подчинению и эксплуатации всего остального мира.
Отвлечение внимания НАТО от событий на востоке Украины и уменьшение вмешательства европейских держав в решение конфликта в Донбассе — это не единственные положительные для Кремля последствия парижских терактов. Тесная кооперация по борьбе с терроризмом, которую предлагает Западу Россия, может привести к тому, что контакты Альянса с Москвой возобновятся, полагает портал Defence.24 (8.01). Российские спецслужбы обладают обширной информацией на тему Исламского государства, и «в этом контексте существует опасность, что действия Франции будут направлены в сторону улучшения отношений с Кремлем», — предсказывает автор публикации. Начало этому процессу уже положил визит Франсуа Олланда в Москву, однако теперь «поворот к России можно будет осуществить под эгидой защиты французских граждан», — подводит итог он.
Москва действительно имеет большой антитеррористический опыт и может предложить миру реальную помощь. Но если на волне борьбы с исламским радикализмом ей удастся возобновить сотрудничество с западными странами, Польша окажется «в одной антитеррористической коалиции с террористом», а к ее аргументам о том, что Россия представляет угрозу для мира и суверенитета стран восточной части ЕС, перестанут прислушиваться, предупреждает Rzeczpospolita (14.01).
На «Республиканском марше» против терроризма в Париже не было места для Владимира Путина: его присутствие могли бы расценить на Западе лишь как проявление двуличия, указывает Gazeta Wyborcza (11.01). Во французской столице «ему бы припомнили подавление свободы слова в России, беспощадную цензуру на федеральных телеканалах, расправу с непокорными журналистами и блогерами, а также "двушечку" для девушек из группы Pussy Riot»; там помнят о трагедии Анны Политковской, после гибели которой российской лидер сказал, что ее убийство нанесло России больше вреда, чем ее публикации, перечисляет автор статьи, говоря, что россияне в эти дни вспоминают о происходивших в России терактах, которые не смог предотвратить «их президент — профессиональный агент спецслужб».
Москва уже начала подготовку к празднованию 70-й годовщины окончания Второй мировой войны, однако неизвестно, какие иностранные гости приедут на масштабные торжества. «Ведь отправиться на парад армии, которая оккупировала Крым и, как убеждает кремлевская пропаганда, "громит украинских фашистов и последышей Гитлера", — это в некотором смысле означает подписаться под тем, что вытворяет Москва на Украине», — пишет та же газета (9.01). И обращает внимание, что в российскую столицу собирается приехать Ким Чен Ын: «Северокорейский диктатор, планирующий вторжение на территорию южного соседа, с огромным интересом посмотрит на то, что производит российская оборонная промышленность».
В Эстонии уже появилась неофициальная концепция организации контрторжеств в Польше, павшей первой жертвой Гитлера, при этом представители председательствующей в ЕС Латвии полагают, что европейские страны должны занять в отношении участия в московском празднике солидарную позицию, сообщает Rzeczpospolita (8.01).
«В современной геополитической ситуации эти торжества имеют громадное символическое, а не только историческое значение. Конечно, звучат голоса, что одни лидеры в Москву поедут, а другие нет. Евросоюзу следует действовать в этом отношении единодушно», — цитирует газета слова главы МИД Латвии Эдгарса Ринкевичса (Edgars Rinkevics).
Gazeta Wyborcza следила за судьбой трудовых мигрантов в России на фоне экономического кризиса и изменений в миграционном законодательстве. Жизнь российских гастарбайтеров всегда была непростой: они занимались тяжелым трудом, сталкивались с дискриминацией и ксенофобией, а власти регулярно подтасовывали данные о количестве совершенных приезжими преступлений, что еще больше раскручивало спираль ненависти к ним в обществе, рассказывает газета (12.01). Раньше таджики, узбеки и киргизы могли заработать в России в пять раз больше, чем у себя на родине, но чем ниже опускается курс рубля, тем невыгоднее становится им подвергать себя риску. Однако оставленные ими рабочие места не будут пустовать: их, как сообщает российская Федеральная миграционная служба, займут выходцы из Молдавии, Украины и даже Китая.
Активное привлечение мигрантов создавало в России большое поле для коррупции, рассказывает корреспондент Gazeta Wyborcza в Москве (10.01): принимая на работу дворника, ответственный за это чиновник оставлял часть предназначенной зарплаты себе и был заинтересован в том, чтобы на российских улицах трудилось как можно больше гастарбайтеров. Однако в последний месяц работники из Средней Азии начали покидать РФ и вряд ли вернутся туда в ближайшее время. «С одной стороны, россиянам нравится, что их страну очищают от приезжих. С другой, они беспокоятся, кто будет убирать или строить за копейки. Ведь они сами за 30 тысяч рублей махать метлой не хотят», — заключает автор материала.