Соединенные Штаты упустили отличную возможность продолжить сотрудничать с Россией в Арктике. В прошлом месяце Путин в ходе своей поездки в Индию на ежегодный индийско-российский саммит заключил ряд соглашений о сотрудничестве между Индией и Россией в оборонной и энергетической области. Эти соглашения, получившие название «Дружба-Дости», подчеркивают тесную дружбу между Россией и Индией. Нью-Дели так восхищает перспектива этой дружбы, что индийское министерство иностранных дел даже опубликовало в честь визита Путина видеоролик под названием «Россия и Индия — друзья навек».
Если отвлечься от индийского подобострастия, Соединенным Штатам следует уделить особое внимание тому факту, что Индия намерена совместно с Россией «разрабатывать технологии переработки редкоземельных материалов» в российской Арктике. Разумеется, вы можете сказать: «Какая разница — кого кроме экологов волнует эта Арктика?» На деле, это — серьезная новость. Россия не только обходит американские санкции, но и — что еще важнее — наносит удар по будущим инвестиционным перспективам американских компаний в регионе, в котором в последние годы Россия и США сотрудничали теснее, чем в других местах.
Несмотря на все стереотипы о холодном российском климате, у России, как это ни странно, не слишком хорошо с технологиями, необходимыми для бурения на арктическом шельфе. В результате российские нефтяные компании стараются сотрудничать в этой области с иностранными партнерами — такими, как BP, Total, Shell, Statoil и ExxonMobil. Особенно удачным оказалось партнерство между ExxonMobil и Роснефтью. У них много совместных проектов общей стоимостью примерно в 3,6 миллиарда долларов, обладающих потенциалом для дальнейшего роста. В сентябре ExxonMobil и Роснефть обнаружили в Карском море огромные запасы нефти и газа. Однако, в соответствии с введенным в действие за несколько дней до находки вторым пакетом санкций, Exxon пришлось заморозить проект объемом в 700 миллионов долларов и временно уйти из российской Арктики.
Решение России разрабатывать добывающие технологии совместно с Индией выглядит несколько неожиданно, так как индийские компании намного хуже умеют работать на арктическом шельфе, чем американские. В прошлом году индийская корпорация ONGC Videsh Ltd, принадлежащая государству, упорно добивалась от Роснефти доли в совместном проекте, однако Роснефть ей отказывала, так как индийцы признавали, что у них нет необходимых для бурения в Арктике технологий. Тем не менее, в октябре Роснефть предложила им 10% одного из сибирских месторождений. Возможно, в дальнейшем России еще предстоит пожалеть об этом отчаянном шаге.
Сначала, когда Exxon вышла из арктического проекта, глава Роснефти Игорь Сечин оптимистически предполагал, что американские партнеры вскоре вернутся, и подчеркивал значимость давно сложившихся с ними дружеских отношений. Однако так как Америка явно не собирается в ближайшее время отменять текущие санкции и угрожает ввести третий санкционный пакет, а российская экономика продолжает падать, Роснефти, по-видимому, больше не хочется ждать возвращения Exxon. Соответственно, теперь она ищет новых партнеров, обладающих навыками добычи нефти в Арктике. Увлекшись сдерживанием Путина, администрация Обамы забыла, что у России есть тесные связи с другими странами — в частности с Китаем и с Индией, — которые позволяют Москве сохранять статус-кво на Украине, не идя на крупные жертвы.
Подписав соглашения «Дружба-Дости», Россия делает шаг в сторону от своих американских деловых партнеров. Чем больше у русских будет возможностей работать с Индией и Китаем, тем с меньшей охотой в будущем Россия станет сотрудничать с американскими компаниями, которые могут неожиданно отказаться от совместных проектов из-за очередных санкций. На этом фоне — и в свете ухудшающихся из-за украинского кризиса отношений с Соединенными Штатами — сотрудничество с индийцами и китайцами кажется Москве более выгодным, так как с ним связано меньше политических рисков.
Тесные связи с Индией — не новость для России, и Путин с самого начала последовательно старался их сохранить. Тем не менее, неожиданной выглядит меняющаяся роль Индии в Арктике. Ранее утверждалось, что индийские интересы в этом регионе носят сугубо исследовательский характер. Однако теперь, хотя соглашения «Дружба-Дости» не дают Индии непосредственной возможности добывать полезные ископаемые на арктическом шельфе, речь идет о постепенном расширении индийского присутствия, что в будущем может создать новые трудности для Арктического совета. Эта международная организация, в задачи которой входит вырабатывать консенсус по вопросам, связанным с Арктикой, с осторожностью относится к приему в свои ряды новых членов — даже в статусе наблюдателей, как была принята Индия. Совет опасается, что они могут размыть приоритеты, устанавливаемые постоянными членами — США, Россией, Канадой, Данией, Норвегией, Финляндией, Исландией и Швецией.
Для многих американцев Арктика не выглядит приоритетным направлением, однако этот регион мог бы помочь спасти американо-российские отношения. Скажем, в прошлом страны проводили совместные военные учения — в частности, учения «Северный орел» — однако из-за политических трений, вызванных кризисом на Украине, эта деятельность в 2014 году была заморожена на неопределенный срок. Между тем «Северный орел» способствовал сотрудничеству между Соединенными Штатами, Россией и Норвегией, доказывая, что совместная работа не только возможно, но и взаимовыгодна.
Так как сейчас у Москвы становится меньше стимулов сотрудничать, она может отказаться в будущем от совместных учений и начать агрессивнее вести себя в Арктике. Уже сейчас она активно работает над военным присутствием в арктическом регионе, хотя при этом не справляется с более насущными проблемами — такими, как стремительно разрушающаяся в условиях вечной мерзлоты инфраструктура. Сконцентрировавшись на сдерживании Путина и его окружения, администрация Обамы не учитывает стратегические последствия для Арктики, которые могут иметь санкции.
В 2015 году США будут председательствовать в Арктическом совете. Это даст им возможность формулировать повестку дня и позволит сделать акцент на важности сотрудничества между американскими и российскими энергетическими компаниями. Однако еще важнее, чтобы, просчитывая стратегию, направленную против участия России в украинском кризисе, администрация Обамы учитывала, как сказываются ее санкции на американском бизнесе и какой долгосрочный ущерб они наносят торговым отношениям между Россией и Соединенными Штатами.