Нью-Йорк — В течение многих лет и зачастую по нескольку раз в месяц лауреат Нобелевской премии по экономике, колумнист и блоггер газеты New York Times Пол Кругман внушал своим преданным читателям одну главную мысль: политики, занятые сокращением дефицитов госбюджетов (он придумал для них специальный термин — austerians), действуют неправильно. Снижение госрасходов, когда частный спрос ослаб, может привести к хронически высокой безработице. И в самом деле, сокращение дефицита могло бы привести к повторению 1937 года, когда Франклин Рузвельт слишком рано снизил размеры стимулов «Нового курса» и, тем самым вновь поверг США в состояние рецессии.
Что ж, Конгресс и Белый дом действительно разыгрывают карту сокращения госрасходов с середины 2011 года. Дефицит федерального бюджета снизился с 8,4% ВВП в 2011 году до прогнозируемого уровня 2,9% ВВП в 2014-м. По данным Международного валютного фонда, структурный дефицит (его иногда называют «дефицит в условиях полной занятости»), позволяющий измерить объем фискальных стимулов, упал с 7,8% потенциального ВВП до 4% потенциального ВВП с 2011 по 2014 гг.
Кругман решительно заявлял, что сокращение дефицита привело к продлению и даже усилению того, что он неоднократно называл «депрессией» (или иногда «депрессией низкого уровня»). Только глупцы вроде руководителей Великобритании, напоминавшие Кругману героев сериала «Три балбеса» (Three Stooges), могли полагать иначе.
Однако вместо новой рецессии или продолжающейся депрессии мы видим, что уровень безработицы в США сократился с 8,6% в ноябре 2011 г. до 5,8% в ноябре 2014 г. Реальный экономический рост в 2011 году составил 1,6%, а в 2014 г., по прогнозам МВФ, он составит 2,2%. В третьем квартале 2014 года ВВП вырос на впечатляющие 5% в годовом исчислении, что позволяет прогнозировать совокупный рост на 2015 год на уровне выше 3%.
Совсем иными были прогнозы Кругмана. Ни в одной из его колонок в New York Times в первой половине 2013 года, когда начал проявляться эффект сокращения дефицита бюджета, не предсказывалось значительное снижение безработицы или восстановление экономического роста на высоком уровне. Наоборот, он утверждал, что «катастрофический разворот в сторону бюджетной экономии уничтожил миллионы рабочих мест и разрушил жизни многих людей», а Конгресс США подвергает американцев «неминуемой угрозе серьезных экономических потерь из-за краткосрочного сокращения госрасходов». Кругман предупреждал, что «перспектива полного восстановления экономики все еще выглядит очень-очень далекой. Я начинаю беспокоиться, что этого вообще никогда не произойдет».
Я привел эти цитаты, потому что Кругман объявил себя победителем в итоговой статье 2014 года «Восстановление экономики Обамой». Согласно Кругману, восстановление произошло не из-за сокращения расходов, против которого он выступает в течение многих лет, а потому что мы «похоже, перестали затягивать гайки: госрасходы не растут, но они, по крайней мере, перестали падать. В результате, экономика почувствовала себя намного лучше».
Это невероятное заявление. Дефицит бюджета резко сократился, и безработица упала. Однако Кругман теперь говорит, что всё происходит ровно так, как он предсказывал.
На самом деле, Кругман смешал две несвязанные идеи, представив обе в качестве компонентов «прогрессивного» мышления. С одной стороны, он обладает «сознанием либерала», совершенно верно фокусируясь на том, как власти борются с бедностью, плохой медициной, ухудшением экологической обстановки, растущим неравенством и другими социальными болезнями. Я восхищаюсь этой частью трудов Кругмана, и, как я уже писал в своей книге «Цена цивилизации», я с ним согласен.
С другой стороны, Кругман необъяснимым образом стал сторонником идеи управления совокупным спросом, представив поощрение больших бюджетных дефицитов в последние годы частью прогрессивной экономики. Взгляды Кругмана иногда называют кейнсианством, но Джон Мейнард Кейс знал намного лучше, чем Кругман, что нельзя механически регулировать уровень безработицы «мультипликаторами спроса». Кругман утверждал, что дефициты бюджетов были недостаточно увеличены в 2009 году, чтобы предотвратить рост безработицы, а после 2010 году их сокращали слишком быстро.
Очевидно, что последние тенденции — значительное снижение уровня безработицы и умеренно высокие, но ускоряющиеся темпы экономического роста — ставят под вопрос макроэкономические прогнозы Кругмана (но не его прогрессивные политические взгляды). Те же самые тенденции можно увидеть и в Великобритании, где правительство премьер-министра Дэвида Кэмерона сократило структурный дефицит бюджета с 8,4% потенциального ВВП в 2010 году до 4,1% в 2014-м, при этом уровень безработицы снизился с 7,9%, когда Кэмерон пришел к власти, до 6%, согласно самым последним данным (осень 2014 г).
Надо пояснить, что я уверен в необходимости увеличения государственных расходов (как доли ВВП) — на образование, инфраструктуру, низкоуглеродную энергетику и субсидии семья с низким уровнем доходов. Но эти расходы мы должны оплачивать с помощью возросшего налога на высокие доходы и крупные состояния, углеродного налога, будущих сборов за использование новой инфраструктуры. Нам нужно либеральное сознание, но не нужны хронические бюджетные дефициты.
Нет ничего прогрессивного в крупных дефицитах госбюджетов и в росте соотношения госдолга к ВВП. В конце концов, рост дефицита не обязательно приводит к уменьшению безработицы, а снижение дефицита может сочетаться с ростом уровня занятости.
Кругман — великий теоретик экономики и великий полемист. Но ему стоит отказаться от роли полемиста и заняться аналитикой, чтобы как следует обдумать недавние события: сокращение дефицита, сопровождаемое восстановлением экономики, созданием рабочих мест и снижением безработицы. Для него это будет хорошим поводом переосмыслить свою старую макроэкономическую мантру, вместо того чтобы выдумывать оправдания идеям, вступившим в явное противоречие с последними тенденциями.