Вновь на страницах мировых изданий появились рассуждения о том, кто сейчас правит миром. Многие склоняются к тому, что современный мир находится в руках США, Китая и России.
Конечно, было бы очень интересно узнать, кто стоит у мирового руля. Какие фантазии, страхи и тревоги обуревают кормчего?
Сейчас многие любят поговорить о появлении «нового мирового порядка», в то время как мы живем в хаотичном и опасном мире.
Идея «нового мирового порядка» выглядит заманчиво после распада СССР в 1991 году.
Один мой старый друг Карлос Флория рассказал историю, случившуюся с ним
сразу же после коллапса советской системы, которая, казалась, должна была существовать вечно. Ватикан в то время организовал семинар, главной темой которого были два вопроса: почему то, что казалось вечным, вдруг исчезло? И почему никто не смог предугадать такого рода развитие событий?
Все участники семинара сошлись во мнении, что никто не ожидал столь стремительного краха Советского Союза. Я был в СССР в 1982 году и прекрасно помню, что и в мыслях не допускал возможности исчезновения Советского Союза с мировой арены, мне казалось, что он будет существовать тысячелетия.
Участники семинара пришли к выводу, что мы ничего не знаем о том, что произошло.
Сейчас речь идет о трех «великих державах». Можем ли мы себя обманывать, полагая, что именно они правят миром, или осмелиться представить себе наше будущее?
Несколько лет тому назад лорд Кейнс заявил, что наша жизнь достаточно непредсказуема. То есть никто не знает, каким будет мир в конце XXI века. Но из этого не следует делать вывод о том, что бесполезно делать прогнозы на будущее.
Не надо забывать, что в 60-е годы Куба – небольшая страна в Карибском бассейне, взяла за основу государственного переустройства идеи советской модели развития, которые быстро распространилась по всему латиноамериканскому региону и привели к возникновению марксистских партизанских движений, действующих и поныне.
Если мы признаем, что на планете есть мировая триада, то мы также должны согласиться, что отношения между этими странами складываются не лучшим образом.
Россия не доверяет Китаю, Китай не доверяет России, США в свою очередь не доверяют никому. ВВП Соединенных Штатов составляет 15 триллионов долларов, Китай по объему ВВП занимает второе место, а Россия – лишь восьмое место в мире.
Поднебесная на сегодняшний день является наиболее динамично развивающейся страной в мире. Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно заявлял, что возврата к прошлому нет. У нас нет оснований не верить ему. В нынешнем составе политбюро ЦК КПК только Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян предсталяют либеральное крыло партии, в то время как семь остальных членов политбюро являются консерваторами.
Нужно себе четко представлять, что на сегодняшний день никто в мире не считает Китай или Россию развитыми странами. К этим государствам более подходит термин «развивающиеся державы».
США полностью себя обеспечивают нефтью, а экономика страны находится на подъеме. Словенский философ Славой Жижек (Slavoj Zizek) считает, что проблема с Америкой заключается не в том, что она пытается вмешиваться в мировые дела и стремится установить новый мировой порядок. Это не так!
Дело в том, что Соединенные Штаты, как любая другая страна, в первую очередь озабочены защитой своих национальных интересов и сохранением порядка в своем доме, а не стремлением играть ведущую роль в мире. Об этом указывает деятельность на посту президента США Буша и Обамы.
Таким образом, для этих трех держав международные проблемы не являются приоритетными. Их больше беспокоит сохранение в неприкосновенности своего «огорода» от незваных гостей, поэтому и международную ситуацию они рассматривают в плоскости своих интересов.
Да и говорить о том, что миром правят эти три державы, было бы неправильно.
Ведь в мире кроме них существуют Исламское государство, Германия, Япония, Великобритания, Индия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, не говоря уже о бушующем Ближнем Востоке, включая Иран и Израиль, Пакистан и Северную Корею.
Разве не могут нас не беспокоить последствия «арабской весны», когда на смену умеренным политикам приходят фанатичные Братья-мусульмане или деспотичный режим фельдмаршала Абдель-Фаттаху аль-Сиси.
Небезразлична для нас и складывающаяся ситуация в Бразилии, где на прошедших президентских выборах Дилма Роусефф не смогла набрать большинство голосов в промышленном центре Сан-Паулу, а довольствовалась лишь победой в бедных северо-западных районах страны.
Такого рода события происходят из-за того, что в действительности нет никакой триады, которая правит миром. Разумнее всего говорить о том, что на Земле существует некий «директорат» держав, способный оказать на внешний мир больше влияния, чем другие страны. Это своего рода неформальная организация, которая не имеет ни штаб-квартиры, ни постоянных партнеров. В ее работе участвуют и державы, с которыми проводятся консультации по тем или иным важным вопросам.
Иногда ради достижения консенсуса приходится прибегать к тайной дипломатии.
Директорат держав – это своего рода неформальное «мировое правительство», к которому примыкают транснациональные корпорации, формальные и неформальные объединения.
«Мировое правительство» работает уже в течение длительного времени. Семантическое сомнение обязывает нас не злоупотреблять словосочетанием «новый мировой порядок». Мы часто уподобляемся альпинистам, которые взбираются в горы, чтобы посмотреть, что там есть, а взобравшись на вершину, обнаруживают, что там нет ничего интересного.
Вот замечательная фраза Дональда Сазерленда в фильме «Джон Ф. Кеннеди»: «Выстрелы в Далласе – это это как распятие». Люди стремятся найти четкие и убедительные объяснения происходящим вокруг них событиям. Может быть, их просто не существует.