В баре возле Union Station двое мужчин оперлись локтями о стол и сомкнули ладони. Они сошлись – американец против русского, конгрессмен из Калифорнии против заместителя мэра Санкт-Петербурга. Это было в 1990-е, после распада Советского Союза прошло совсем немного времени, и Дана Рорабакер, прищурившись, поглядывал через стол на своего противника, немногословного русского с тонкими светлыми волосами и полуприкрытыми голубыми глазами. Мужчина держался с прохладным самообладанием. Несколькими часами ранее он и двое его коллег присоединились к Рорабакеру и группе правых во время игры в бесконтактный футбол. Русские хорошо себя зарекомендовали.
Холодная война завершилась. Надежды на сотрудничество между бывшими врагами стремительно росли. Российские делегаты хотели встретиться с Рорабакером, бывшим спичрайтером Рональда Рейгана, участвовавшим в формировании доктрины Рейгана, которая стремилась подорвать советское влияние во всем мире путем оказания поддержки антикоммунистическим силам подполья. Самому Рорабакеру удалось избежать военной службы во время войны во Вьетнаме, но он часто хвалился тем, что в 1988 году провел несколько недель в отряде моджахедов недалеко от города Джалал-Абад. Он утверждал, что помог сбить ракету на советских позициях, приняв ответный огонь на себя.
В общем, это был как раз тот парень, который мог побороться с «русскими» в баре. В группу также входили Эд Ройс, еще один конгрессмен-республиканец от штата Калифорния, который сейчас возглавляет Комитет по иностранным делам Палаты представителей, и Джек Уилер, профессиональный делец и антикоммунистической активист, который взаимодействовал с повстанцами по всему миру. Они вкатились в Kelly Irish Times на F Street, пивнушку, которая внесла свою лепту в похмельную историю Вашингтона. Они пили дешевое пиво. Много пива. Они пили до тех пор, пока не возник неизбежный вопрос: кто на самом деле выиграл холодную войну? Или, как сегодня уточняет Рорабакер: в холодной войне выиграли американцы, или она «просто закончилась?» Существовало множество способов ответить на этот вопрос. Армрестлинг был признан лучшим. Итак, стол был расчищен. Его обступила толпа. Конгрессмену предстояло помериться силами с заместителем мэра.
Наклонившись вперед и стиснув в своей ладони ладонь противника, Рорабакер вскоре обнаружил, что невысокий российский чиновник был сильнее, чем он ожидал.
Все закончилось в одно мгновение. Заместитель мэра скрутил плечо конгрессмену. И тот потерпел поражение. Прижимая к столу руку американца, русский ухмыльнулся. В конце концов, у него был черный пояс по дзюдо и большой опыт бросков, повергающих соперника на ковер. А за плечами – 16 лет службы в КГБ.
Так состоялась первая встреча конгрессмена Даны Рорабакера с Владимиром Путиным.
По прошествии 20 лет калифорнийский республиканец все еще проявляет теплые чувства по отношению к российскому лидеру. Рорабакер, возглавляющий подкомитет по иностранным делам в Европе, Евразии и возникающим угрозам, уже проделал значительный путь от убежденного в своих взглядах «последнего бойца холодной войны» до приятеля нового и с каждым разом все более сердитого русского медведя. Более чем кто-либо в Конгрессе он выступает надежным защитником российской точки зрения, будь то вопросы расширения НАТО («не самый продуманный шаг на пути улучшения отношений с нашим бывшим врагом»), нецелесообразности экономических санкций («вместо того, чтобы идти на подобные меры, нам следовало бы приложить все возможные усилия для налаживания диалога») или текущие военные действия в Украине, которые, как утверждает Рорабакер, по крайней мере отчасти были форсированы Западом («Я не считаю правомерным сваливать всю вину на Россию»).
Возможно, это резкая позиция, но ее воспринимают как последовательную, если не сказать убедительную в Вашингтоне, который Путина опасается, но не уверен, что с ним делать. В некотором смысле, это та же доктрина разрядки, которую со времен Никсона отстаивал Генри Киссинджер: Соединенным Штатам следует поддерживать отношения с Россией и попытаться находить общие точки соприкосновения. К голосу России необходимо прислушиваться.
«Я думаю, что если бы нас и Россию объединяло более тесное сотрудничество, мы могли бы избежать отношений, которые в настоящее время на мели», – говорит Рорабакер, который в свою очередь признает за Путиным «много недостатков», но считает, что Соединенным Штатам «не следует пытаться против него восставать».
«На протяжении многих лет мы сводили к минимуму сферы сотрудничества, одновременно прилагая максимальные усилия к тому, чтобы Россия видела в нас потенциального агрессора», – продолжает он.
Вот собственно и все, чем может порадовать Владимира Путина сегодняшний Вашингтон. В период обострения напряженности, эскалации санкций и крушения московского валютного рынка, когда российский лидер особенно нуждается в поддержке друзей из американской столицы, его старый приятель и соперник по армрестлингу, человек, воспринимаемый многими как эксцентричный чудак, оказывается лучшим союзником, который у него остался.
А возможно, и единственным. Для Путина и его режима, переживающего тяжелые времена, это стало устойчивой тенденцией. В самый разгар декабрьского кризиса российского рубля министр иностранных дел Сергей Лавров открыто обвинил Вашингтон в свалившихся на его страну проблемах, заявив, что у него есть «весьма серьезные причины полагать», что Соединенные Штаты проводят стратегию смены режима с целью свержения Путина — при поддержке и пособничестве коллег Рорабакера с Капитолийского холма. «Если вы посмотрите на конгресс США, – сказал Лавров, – 80% его членов никогда не выезжали из США, так что я не удивлен русофобии в конгрессе».
Русофобия чистой воды. Доходящая до такой степени, что если у России и есть какие-либо друзья в Вашингтоне, помимо Рорабакера, то им по большей части официально за это платят — масса поверхностных и неэффективных пиарщиков и лоббистов, которые на протяжении последних лет усердно наводили глянец на российский имидж, получая за это миллионы. Ketchum, гигантское PR-агентство, финансируемое российским правительством, по данным официального отчета, за последние девять лет получило от Кремля более 60 миллионов долларов. И что же? Сегодняшнее отношение к России еще хуже, чем оно было в 2006 году, когда завязывалось сотрудничество с Ketchum. Американцы только пожимали плечами, когда во время президентской кампании 2012 года кандидат от республиканцев Митт Ромни назвал Россию американской геополитической проблемой номер один. А сегодня? Недавний опрос, проводимый CNN, показал, что 69% американцев воспринимают Россию как угрозу.
Перед пиарщиками и лоббистами, безусловно, стояла нелегкая задача: информация, хоть и с предвзятой подачи, чтобы быть эффективной, должна в какой-то мере соотноситься с действительностью. А когда страна применяет силу, чтобы вернуть себе прежние территории, подавляет любые проявления инакомыслия в обществе и занимается бизнесом с таким уровнем коррупции, какой бывает разве что у банановых республик, сама реальность не дает ходу успешному пиару. Один лоббист, работавший на русских в Америке и пожелавший остаться неназванным, опасаясь негативных последствий для своей карьеры, грубо уподобил свою работу «попыткам отполировать дерьмо».
***
Встречи с представителями Ketchum проходили в Кремле, но не в известных всему миру золотых палатах и залах, украшенных великолепными фресками. Пресс-агентам оказывали прием в советском стиле: пропахшие дымом коридоры с перегоревшими лампочками, крошечные лифты, где помещалось только несколько человек, мрачные охранники на контрольно-пропускных пунктах. Тем не менее, поездки в Москву всегда были чем-то волнительным. Ketchum допустили к высшим эшелонам власти через посредство Дмитрия Пескова, влиятельного пресс-атташе Путина.
Песков выбрал Ketchum для работы на саммите G8 в Санкт-Петербурге в 2006 году. Требовалось подправить имидж России после того, как в разгар зимы «Газпром» перекрыл подачу природного газа на Украину. Песков вместе с другими подкованными в политтехнологиях членами администрации Путина понял, что помочь им сможет создание имиджа в западном стиле. И агентство Ketchum оправдало надежды на G8: записывало подкасты, организовывало интервью и подключения с американскими аналитическими центрами и официальными лицами — все для того, чтобы Россия предстала в более выгодном свете. Песков был так доволен, что подписал с Ketchum более крупный контракт с целью «облегчить диалог [sic] и отношения между Российской Федерацией и представителями правительства и средств массовой информации Соединенных Штатов».
Сделка стала большим успехом, даже по меркам крупной мировой компании. Принося около 5 миллионов долларов дохода в год, она, по словам бывшего сотрудника, изучившего портфолио России, относилась к десятке самых прибыльных предприятий Ketchum. Да и не только Ketchum. Одному из частных консультантов фирмы на протяжении пяти с половиной лет было выплачено более 850 тысяч долларов за привлечение на свою сторону исследовательских центров и поиски инвесторов. Сотрудники Ketchum летали бизнес-классом в Москву и предпочитали не экономить на раскручивании своих PR-кампаний: публицистические статьи на главных страницах крупнейших газет, активная пропаганда, создание новой онлайн-платформы ModernRussia (в настоящее время thinkRUSSIA).
За помощью в лоббировании Ketchum обратился к The Washington Group, принадлежащей Omnicom, материнской компании Ketchum. Управляемая Сьюзен Молинари, бывшим конгрессменом от республиканцев из Нью-Йорка, которая в настоящее время возглавляет отдел политики и лоббирования Google в округе Колумбия, The Washington Group начала выходить на членов Конгресса и чиновников из администрации Буша. Лоббисты желали обсудить экономические вопросы, такие как принятие России во Всемирную торговую организацию и отмену устаревшей уже поправки Джексона - Вэника 1974 года, которая мешала нормальным торговым отношениям с Соединенными Штатами и первоначально была репрессивной мерой в ответ на ограничение Советским Союзом репатриации евреев. Вскоре Ketchum достался еще один лакомый кусочек стоимостью около 250 тысяч долларов в месяц – контракт с «Газпром Экспорт,» дочерней компанией российского энергетического гиганта.
Однако культурный шок делался все более очевидным. Российские чиновники не могли взять в толк, почему пресс-агенты попросту не подкупят журналистов. Или не надавят на них. Они также не желали слушать призывы Ketchum проводить политику открытости в отношении к западным СМИ, не говоря уже о конгрессе. «Это им совершенно не свойственно, – говорит Эд Верона, бывший глава Американо-российского делового совета, торговой группы для американских и российских компаний, которая занимается усиленным лоббированием Конгресса. – Не все российские законодатели коррумпированы, и законное лоббирование существует, но, к сожалению, в большинстве случаев все сводится к передаче конверта нужному лицу».
Российские клиенты Ketchum не слишком охотно следовали советам, изложенным в инструкциях. Когда в 2008 году Сергей Кисляк был назначен послом России в США, Ketchum составило для него вводный план по связям с общественностью, который включал приемы у влиятельных лиц Вашингтона, подготовку к интервью и публицистические статьи, провозглашающие начало нового этапа в отношениях с Америкой. Кисляк проигнорировал все (равно как и поступавшие в российское посольство многочисленные телефонные звонки и электронные письма с просьбами дать какой-нибудь комментарий). Это не стало полной неожиданностью. Подробные планы по связям с общественностью Ketchum регулярно отправляло в Кремль, который оставлял их в подвешенном состоянии. Опять же, в этом поведении клиентов корпоративных PR-агентств нет ничего удивительного. Русские просто демонстрируют его крайнее проявление.
«Временами это приносило невероятное разочарование», – признается бывший сотрудник Ketchum.
Когда в августе 2008 года между Россией и Грузией началась война из-за спорной территории Южной Осетии, пресс-агенты Ketchum внезапно оказались перед необходимостью выстраивать интервью российских официальных лиц со средствами массовой информации и аккредитовывать журналистов для зоны военных действий. Дело не пошло. Конфликт породил тревогу в нью-йоркском офисе фирмы, где сотрудники привыкли скорее продавать Crystal Light, нежели пиарить войну. Грузинские власти тем временем без перерыва выступали по радио и телевидению с протестами против российской агрессии. Их PR- кампания оказалась на голову выше Ketchum, который в служебном документе, доступ к которому был получен Politico Magazine, признал у себя «сбой связи».
Правительство России его тоже признало. На встрече с Рорабакером и Биллом Делаантом (тогдашним конгрессменом-демократом от штата Массачусетс), прошедшей в Москве в декабре 2008 года, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин признал, что Россия проиграла Грузии в PR-битве — так сообщается в дипломатической телеграмме, всплывшей на WikiLeaks. Делаант сказал Карасину, что русским необходимо эффективнее «работать с Капитолием». Российская сторона свою точку зрения не озвучила. Это задача в основном легла на плечи Делаанта и Рорабакера, двух самых энергичных защитников России в конфликте. В определенный момент Рорабакер заявил, что из анонимных разведывательных источников ему поступила информация о том, что Грузия первой начала боевые действия, и это стало ключевым аргументом Ketchum. «Русские правы. Мы не правы», – заявил он в ходе слушаний в Комиссии по иностранным делам. Одна российская газета потом написала, что о подобных комментариях «российские лоббисты в Вашингтоне могут только мечтать».
И оказалась права. Агентство The Washington Group к этому моменту по сути остановило лоббирование. По словам бывшего директора Ketchum, «они решили не париться». В конце 2008 года Ketchum заменил свою дочернюю компанию, The Washington Group, аутсорсинговой юридической компанией Alston & Bird (в ответ на просьбы прокомментировать ситуацию Молинари поставила своего помощника зачитывать по телефону сообщение о том, что по итогам голосования их партнеры из The Washington Group решили лоббировать интересы России только по вопросу о вступлении в ВТО).
Другой спор развернулся с Clark & Weinstock компании Omnicom, которая была нанята Ketchum, чтобы лоббировать интересы «Газпрома». Основная власть Clark & Weinstock была сосредоточена в руках управляющего партнера Вина Вебера, бывшего республиканского конгрессмена и советника многочисленных кандидатов в президенты. «У Газпрома не было связей, – рассказывает Вебер. – Так что мы просто ввели его в круг партнеров. После того как отношения установлены, можно вздохнуть спокойно».
Но Ketchum ожидал большего. Напряженность достигла предела, когда в 2009 году в Вашингтон прибыл Александр Медведев из «Газпрома». Ketchum хотел, чтобы он провел короткое совещание с сенаторами Джоном Керри и Диком Лугаром, тогдашним председателем и высокопоставленным членом сенатского комитета по международным отношениям, но Clark & Weinstock не удалось назначить встречу на тот единственный день, когда Медведев был доступен. Это был День ветеранов.
В 2010 году Ketchum расстался с Clark & Weinstock. Как сказал бывший лоббист фирмы: «Мне стыдно, что я работал на них».
К тому времени президент США Барак Обама объявил политику «перезагрузки» отношений с Россией. Поначалу эта попытка обнадеживала. Две страны подписали новый договор о сокращении ядерных вооружений. Была открыта линия снабжения для американских войск в Афганистане от Балтийского моря через Россию в Казахстан. Россия также продвинулась в вопросе о вступлении в ВТО. Ketchum и его доверенные лица не могли поставить этот ход событий себе в заслугу, но и они в значительной мере способствовали смягчению имиджа России. Деньги продолжали течь.
Однако вырисовывалась новая проблема. После четырехлетнего перерыва на посту премьер-министра Путин возвратился на третий срок в качестве президента. Многим россиянам результаты выборов показались фальсификацией. В конце 2011 и в начале 2012 года огромные массы людей в знак протеста вышли на улицы. Правительство применило суровые меры в отношении демонстрантов. Силовик КГБ вернулся. У него на уме была собственная политика перезагрузки.
***
Побеседуйте с достаточным количеством правозащитников Вашингтона, и непременно всплывет имя фон Клоберга. Полностью: Барон Эдвард Джозеф фон Клоберг III, адвокат дьявола. На протяжении 1980-х и 90-х годов фон Клоберг, который на самом деле не был ни бароном, ни «фон», активно выступал в защиту тиранов высшего звена, таких как Саддам Хусейн, Чаушеску и Мобуту Сесе Секо. «Он был агентством William Morris для мировых парий», – писал о фон Клоберге Марк Стейн в Atlantic в 2005 году, вскоре после того, как лоббист прыгнул в объятия смерти с парапета Кастель Сант-Анджело в Риме, подобно героине оперы «Тоска». Фон Клоберг отверг его молодой бойфренд, литовский массажист, превратился в делового партнера. Фон Клоберг погиб от любви.
С другой стороны, чувство стыда никогда не было ему свойственно. «Стыд – это для баб», – любил повторять фон Клоберг. Эпатажный лоббист с удовольствием показывался на светских мероприятиях в Вашингтоне облаченным в черный плащ на алой подкладке из бархата. После розыгрыша, устроенного журналом Spy, когда к нему явился неонацист самозванец с предложением работы и обещанием солидной зарплаты, фон Клоберг появился в офисе журнала в каске и противогазе. «Я готов к нападению», – сказал он.
На протяжении более чем двух десятилетий ниша защитников деспотов всецело находилась во власти фон Клоберга. Теперь все по-другому. Со времен своего расцвета вашингтонское лоббирование превратилось в многомиллионное предприятие, где анонимно действуют большие фирмы юристов и спин-докторов, которых за откровенное подыгрывание сомнительным лицам уже не так просто упрекнуть; в наше время продаются услуги, а не спасение. Логика примерно такова: это не более чем бизнес, кроме того, лоббирование выполняет полезную функцию, ведь с конкурентами и соперниками важно находить общий язык и понимать их.
Как ни крути, подобное лоббирование стало частью американского образа жизни. «Если раньше всем заправлял один парень, то теперь его сменили все эти PR-фирмы, которые пудрят нам мозги», – говорит Тор Халворссен, президент Фонда по правам человека, организации, в которую входят Гарри Каспаров и Эли Визель.
Список нынешних клиентов юридической компании Squire Patton Boggs, включающий таких ярых борцов за права человека, как Китай, Ливия и Саудовская Аравия, подтверждает, что стыд – дело хот и бабское, но весьма прибыльное. «Клиентом становится тот, кто переступает наш порог первым», – любил повторять ныне покойный Томми Боггс.
Однако узнать, кто именно лоббирует интересы зарубежных лиц и какие задачи перед собой ставит, бывает непросто, поскольку лоббисты уполномочены раскрывать лишь очень небольшой объем информации. В соответствии с Актом о регистрации иностранных агентов, принятым в 1938 году в ответ на развернувшуюся в США пропаганду нацизма, любое лицо, которое действует в интересах иностранного принципала, обязано докладывать о своих контрактах и деятельности Министерству юстиции. Необходимо сообщать о роде занятий, о тех, с кем устанавливаются связи и с какой целью, особенно если речь идет о политической деятельности, направленной на изменение позиции органов власти или отдельных должностных лиц. Но зачастую объяснения носят слишком общий характер. Возьмем один контакт с Конгрессом агентства Ketchum, состоявшийся 25 апреля 2007 года. По данным FARA, один из лоббистов отправил электронное письмо «Митчу Уодмену [sic], советнику сенатора [Трента Лотта] по вопросам национальной безопасности». Описание интересов и политики, на которые Ketchum стремился оказать влияние, сводилось к одному слову: «Россия».
Доклады Ketchum и его лоббистов выявляют несоответствие между довольно низкой активностью и получаемыми миллионами. Фирма Alston & Bird, которую Ketchum нанял для лоббирования интересов Российской Федерации, пока сообщила лишь об одном случае распространения политических взглядов — когда она связалась с помощниками трех государственных чиновников США по поводу визита одного из российских вице-премьеров. За последние два с половиной года Alston & Bird не доложила ни об одном действии в интересах своих клиентов. Не было ни писем, ни телефонных звонков — ничего. Однако фирма получила от российской стороны 1,5 миллиона долларов (на многочисленные просьбы прокомментировать ситуацию Боб Джонс, сотрудник Alston & Bird, работающий с российскими счетами, ответил молчанием).
Фирма, нанятая Ketchum для работы с «Газпромом», Venable, тоже не могла похвастаться длинным списком, продемонстрировав вспышку активности лишь после заключения контракта. Согласно отчетам FARA, в период с 1 ноября 2010 года по 30 апреля 2014 года Venable отправила семь электронных писем, провела четыре встречи, два телефонных разговора и две телефонные конференции. Агентство Ketchum заплатило фирме 1,1 миллиона долларов. Возможно, Venable, равно как и Alston & Bird, заработали другими способами, к примеру, проводя политический анализ законодательных инициатив и происходящих событий. В любом случае они не занимались лоббированием в Вашингтоне, по крайней мере об этом официально не сообщалось (несмотря на просьбы, Venable ситуацию не прокомментировала).
Если не считать Ketchum, заявленное присутствие российского правительства в Вашингтоне весьма мало. Еще одно крупное PR-агентство, сотрудничающее с Россией, APCO Worldwide, в 2010 году заключило контракт с «Техснабэкспортом» — внешнеторговой компанией госкорпорации «Росатом», контролирующей российскую атомную отрасль. А в 2003 году Питер Ханнафорд, старший консультант APCO, а в прошлом советник Рейгана, выступал представителем государственного новостного агентства РИА Новости (отметим, что Ханнафорд также представлял ультраправую Австрийскую партию свободы, в то время возглавляемую Йоргом Хайдером, который однажды похвалил Третий рейх за его «грамотную кадровую политику»).
***
Капитолийский холм наводняют общества странного свойства. Кокус мотоциклистов. Кокус производителей арахиса. Кокус теннисистов. В сентябре 2011 года член Палаты представителей от штата Нью-Йорк Грегори Микс создал еще один: кокус американо-российских экономических связей. Располагая международным аэропортом имени Джона Кеннеди, находящимся в его округе, Микс был нацелен на развитие международной торговли и ратовал за предоставление России статуса, обеспечивающего беспрепятственную торговлю с Соединенными Штатами. Чтобы это произошло, конгресс должен был отменить поправку Джексона - Вэника, правового положения 1974 года, ограничивавшего торговлю с некоторыми странами бывшего коммунистического блока. Россия считала поправку Джексона - Вэника унизительным анахронизмом. И выступала за его отмену. Многие американские предприниматели разделяли эту позицию. В их числе и Микс.
«Он был на нашей стороне, – говорит Верона, бывший глава Американо-российского делового совета. – Он неоднократно выступал на наших мероприятиях. Мы ценили это».
Однако актуальность российского кокуса была не столь очевидна. По словам Микса, целью кокуса было оказание поддержки России в ее попытках добиться членства ВТО. Правда, уже через несколько недель после его формирования Россия попала в ВТО, что стало кульминационным моментом эпопеи длиною в 18 лет. В чем состоит назначение кокуса сегодня? Многие члены конгресса и не помнят о его существовании. В соответствии с отчетами, PR-специалисты связались с конгрессменом лишь однажды, чтобы сообщить ему о визите одного из российских министров. Микс встретился с министром. Он также встречался с Кисляком, послом России в США, веселым и упитанным человеком. Если толку от кокуса было немного, то по крайней мере, он давал лишний повод всем вместе выпить водки. Майкл Гримм, член палаты представителей от штата Нью-Йорк и один из близких друзей Микса в Конгрессе, тоже пожелал присоединиться.
Бывший агент ФБР, Гримм «под прикрытием» работал на Уолл-стрит, выдавая себя за трейдера, подвязавшегося на гангстерской стезе. В прошлом году он, как владелец ресторана Healthalicious на Манхэттене, был обвинен по 20 пунктам в мошенничестве и лжесвидетельстве. В декабре Гримм признал себя виновным по одному пункту, а именно за подачу его рестораном ложных налоговых деклараций, и объявил об уходе в отставку с должности конгрессмена. У агента ФБР Майкла Гримма было и свое гангстерское прозвище, отражавшее его пристрастие к дорогой одежде, «Микки-Костюмчики». И «Микки» был с характером. Однажды Гримм вытащил пистолет, когда в переполненном ночном клубе у него завязалась драка с мужем понравившейся ему женщины. Совсем недавно он угрожал репортеру сбросить его с балкона здания конгресса США. Последний интересовался явными финансовыми проступками Гримма, среди которых и предполагаемые нарушения в финансировании избирательных кампаний. «Да я тебе все кости переломаю, как мальчишке», – прямо в камеру заявил Гримм.
В августе 2012 года Гримм стал сопредседателем российского кокуса. По его словам, группа предоставляла ему возможность установить отношения с крупной русской диаспорой в его округе, который включает в себя Статен-Айленд и часть южного Бруклина. По-видимому, ему в равной степени была небезразлична судьба и других этнических групп округа, поскольку он сделался сопредседателем кокуса израильтян, поляков, марокканцев, выходцев из Центральной Африки, швейцарцев и голландцев. Подобные организации помогают политикам привлекать средства у предпринимателей, имеющих деловые интересы за рубежом. Или же дают возможность конгрессмену и его команде весело проводить время в экзотических странах за казенный счет.
В ноябре 2012 года Гримм и Микс проголосовали за отмену поправки Джексона - Вэника и выступили с совместным заявлением. Спустя несколько недель законопроект был одобрен сенатом. Но вместо радости Россия выразила возмущение. Почему? Отмену поправки объединили с другим законодательным актом. Он назывался закон Магнитского по имени Сергея Магнитского, молодого российского аудитора, вскрывшего мошенническую схему на сумму в 230 млн долларов, где, как утверждалось, участвовали сотрудники российских налоговых и правоохранительных органов. В 2008 году в Москве Магнитский был арестован по фальшивым обвинениям. Его заключили в Бутырку, где когда-то сидел Александр Солженицын и где Магнитский предположительно подвергался пыткам. Позднее он скончался в заключении.
Бывший начальник Магнитского, американский инвестор Билл Браудер, компании которого обнаруженные хищения нанесли большой ущерб, решил наказать причастных к этому российских чиновников, убеждая правительство США в необходимости ввода визовых ограничений на въезд в США и блокировки финансовых активов в американских банках. Его поддержали несколько сенаторов во главе с Беном Кардином, членом демократической партии, штат Мэриленд, согласившихся проголосовать за отмену поправки Джексона - Вэника только в том случае, если будет принят закон Магнитского. Другие конгрессмены, как, например, Дана Рорабакер, выступали за принятие закона Магнитского отдельно от отмены поправки, но в итоге проголосовали «за», и в таком виде закон был принят. Одним махом Конгресс повысил статус России как торгового партнера и положил ее на лопатки за нарушение прав человека. Не привыкшие к такому обращению российские чиновники были в бешенстве.
«Представление в театре абсурда», – так определил действия сената министр иностранных дел Сергей Лавров.
Хотя дело Магнитского вызвало возмущение российского общества, Владимир Путин решил перезагрузить перезагрузку, объявленную Бараком Обамой. Москва уже начинала подавлять демократические организации и борцов за права человека. Оппозиционерам предъявлялись непосильные штрафы. Пострадали негосударственные организации, получающие финансирование из-за рубежа. Путин разогнал российское представительство Агентства США по международному развитию. А когда закон Магнитского был одобрен Конгрессом, российское правительство приняло репрессивный закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей.
«Так потраченные на улучшение имиджа России миллионы попросту вылетели в трубу», – сказал Майкл Макфол, тогдашний посол США в России.
Согласно отчетам, предоставленным Ketchum Министерству юстиции, деятельность агентства в это время сводилась главным образом к выпускам пресс-релизов, обновлениям новостных сайтов и подсчетам доходов от российских клиентов. Работа с российской стороной по-прежнему приносила Ketchum около 3 миллионов долларов в год. Поступления от «Газпрома» увеличились. Теперь они проходили через зарегистрированную в Великобритании компанию Diversified Energy Communications Ltd. С 1 декабря 2011 года по 30 мая 2014 года Ketchum получило 17,3 миллиона долларов за свою работу для «Газпрома». Агентство распространяло заявления компании и занималось информационной рассылкой, продвигало концерн в социальных сетях и, как ни странно, начало публиковать пресс-релизы российской Континентальной хоккейной лиги, которую в то время возглавлял Александр Медведев, газпромовский босс, которому не удалось встретиться с Керри и Лугаром во время его поездки в Вашингтон.
За этот период агентству Ketchum удалось провести для России одну успешную PR-акцию: в газете New York Times от 11 сентября 2013 года появилась статья Путина. В ней российский президент раскритиковал доктрину американской исключительности и отметил, что организованный США удар по сирийскому режиму, которому Россия поставляет оружие, «может вывести из равновесия всю систему международного права». И торжественно заключил: «закон есть закон, и мы должны соблюдать его — нравится нам это или нет».
В феврале 2014 года Россия вступила на территорию Украины и вскоре захватила полуостров Крым. Теперь никакие хоккейные пресс-релизы не смогли бы помочь ее имиджу.
***
Дана Рорабакер расчувствовался. Он во все горло распевал частушки и одну за другой опрокидывал рюмки в гостинице «Украина», расположенной в одной из семи сталинских высоток. Теперь, когда конгрессмен предлагал тост, он хорошо знал о чем говорит. «За более тесное сотрудничество между двумя странами», – таковы, как сообщает один из присутствовавших там американских чиновников, были слова Даны Рорабакера во время визита американских конгрессменов в мае 2013 года. За длинным столом напротив сенатора сидел и одобрительно смотрел на него Дмитрий Рогозин, заместитель российского премьер-министра и куратор оборонной промышленности, отличающийся своими антиамериканскими взглядами. Меньше чем через год Рогозин окажется среди прочих российских чиновников в санкционном списке правительства США, составление которого последовало после присоединения Крыма.
Забавно было встретить на этих посиделках Рорабакера, который, как говорят, до сих пор похваляется на коктейльных вечеринках тем, что «ему не известен тот, кто убил бы больше советских солдат, чем он сам». В прежние времена конгрессмен и его рейгановский приятель Джек Уилер любили провозглашать тост «FTC!» каждый раз, как сходились их пивные кружки: «Fuck The Commies!» По словам Уилера, они даже сговорились изменить номерные знаки советского дипломатического автомобиля на «FC», то есть «Fucking Commies!»
Здесь, в новой России, был уже новый Рорабакер, щедрый на душевные порывы. Делегация сенаторов включала еще пять членов конгресса США. Они приехали, чтобы собрать больше информации о теракте на Бостонском марафоне, об организаторах которого ФСБ предупреждала ФБР еще в 2011 году. Ужин с Рогозиным добавил абсурда этому нетрезвому визиту. Он был организован одним из старых друзей Рорабакера, на советы которого в отношении России конгрессмен мог полностью положиться. Этот человек был настолько близок к Путину и Рогозину, что они привлекли его к лоббированию интересов российской оборонной промышленности в США. Этот массивный человек с бровями Дракулы, одетый во все черное и представляющий собой образец тибетского ламы XVII века, был звездой боевиков Стивеном Сигалом. Он сидел рядом с женой Рогозина и говорил мало, а вокруг него суетилась многочисленная свита из таких же, как он, приземистых и черноволосых молодых людей, которые как будто были его уменьшенной копией. По словам одного из американских чиновников, один из этих молодых людей носил сумку, целиком набитую солнцезащитными очками для босса. «Многое там напоминало бредовый сон», – признается он.
В последние годы Сигал появлялся в самых неожиданных местах: с бразильским мастером боевых искусств Андерсоном Сильвой; на танке с шерифом Джо Арпайо, Марикопа, штат Аризона, пытаясь предотвратить жестокость по отношению к животным. Однако роль посредника для делегации конгрессменов в Россию, наверное, стала самым ярким эпизодическим выходом актера. Еще более удивительным кажется появление Сигала в качестве эксперта по российским вопросам, произошедшее с подачи Рорабакера. Как сообщил источник, близкий к Рорабакеру и Сигалу, в 2013 году сенатор даже отменил совещание подкомитета конгресса по делам России из-за того, что Сигал не смог на нем присутствовать.
Рорабакер всячески защищает подобного рода отношения. «На протяжении семи лет я работал на актера, и этот актер покончил с холодной войной, – намекает он на Рейгана. – Я знаю, что для многих актеры – это легкомысленные люди, которые только и умеют что зачитывать сценарий. Уже давно я понял, что это не так».
Странно, что некоторые сенаторы, которые сейчас защищают Россию в Вашингтоне, раньше, подобно Рорабакеру, были ярыми последователями Рейгана. Видавшие виды борцы с советским режимом в своем отношении к Путину кротки, как ягнята. Рорабакер – самая видная фигура. Помимо него есть еще бывший помощник Рейгана Патрик Бьюкенен, который в декабре 2013 года написал в своем блоге пост под заголовком «Путин — один из нас?» Бьюкенен размышлял о том, является ли Путин одним из «палеоконсерваторов» в культурной войне против либеральных схем вроде разрешения гомосексуальных браков и абортов (Путин подписал несколько законов, направленных против гомосексуалистов, и ратует за православные ценности и воскрешение ортодоксальной русской религиозности).
Учтивость Рорабакера, по крайней мере одного из нынешних путинских и бывших рейгановских сторонников, состояла в том, чтобы озвучивать перед конгрессом российскую точку зрения или же заставлять молчать и сбивать с толку ее противников. 29 июля 2014 года на слушаниях своего подкомитета по украинскому вопросу Рорабакер представил в качестве свидетеля Энтони Сальвию, исполнительного директора малоизвестной некоммерческой организации «Американский Институт на Украине». Во времена Рейгана Сальвия был чиновником среднего ранга госдепартамента США. Перед началом слушаний он сделал презентацию, где подробно описывались факты российской агрессии на Украине. Однако Сальвия умолчал о том, что он также является директором PR-компании Global Strategic Communications Group. В 2005 году эта фирма участвовала в продвижении правой российской политической партии «Родина». В то время главой «Родины» был Дмитрий Рогозин, воинственный вице-премьер, встречавшийся с Рорабакером в Москве.
Тем фактом, что Сальвия был далеко не идеальным экспертом для описания ситуации на Украине, Рорабакер, казалось, пренебрег. Его волнение росло по мере протекания слушаний, когда высокопоставленный член подкомитета Уильям Китинг, бывший прокурор округа, указал на многочисленные конфликты интересов, в которые Сальвия вовлечен.
Однако Рорабакер и раньше совершал подобные ошибки. В апреле 2013 года он пригласил в качестве свидетеля в конгрессе Адраника Миграняна, главу прокремлевского исследовательского центра (Мигранян настолько скомпрометировал себя во внешнеполитических кругах, что даже агентство Ketchum решило не иметь с ним дел). В том же 2013 году, когда Рорабакер находился с очередным визитом в России, он чуть не совершил еще более вопиющую оплошность, после того как Сигал предложил ему встретиться с главой Чеченской республики Рамзаном Кадыровым. Сенатор был полон готовности, однако известно, что озабоченный безопасностью госдепартамент отказался обеспечить ему сопровождение поездки.
И все-таки на сегодняшний день Рорабакер остается главным апологетом России в Вашингтоне. В попытках получить общественную поддержку, российские государственные СМИ могут вечно показывать ролики с Рорабакером, защищающим Путина. Так, во время украинского кризиса конгрессмен дал интервью телеканалу Russia Today, в котором призывал к более глубокому пониманию Москвы: «Здесь многие демонизируют мистера Путина. Всякий раз, когда он защищает интересы России, мы реагируем, как в былые времена холодной войны... А ведь Путин имеет право защищать интересы своих людей».
Кажется, что Рорабакер видит в Путине при всех его недостатках качества человека, с которым он сам когда-то сотрудничал — лидера, сумевшего восстановить национальную гордость после периода поражений, унижений и политической неразберихи. Для него Россия – страна на стадии перерождения. Конгрессмен сказал мне: «Последний раз когда я был в России, наверное, во время прошлого августовского отпуска, Москва отмечала День города. Столица была полна гуляющими людьми... люди пили, веселились и танцевали. Это было похоже на праздник Марди Гра в Сиднее. Весь город был как одна большая вечеринка... Этот день рождения Москвы очень наполнил мне празднование Дня независимости США в 1983 году, когда уже чувствовались результаты правления Рональда Рейгана. Радость, охватившая тогда страну, резко контрастировала с негативом четырехлетней давности. Я почувствовал похожее настроение в Москве. Путин вернул россиянам их достоинство».
Если подумать, фраза «Утро в Москве» могла бы стать отличным слоганом для PR-кампании Путина.
В любом случае Россия рано или поздно вернется на рынок пиара. Контракт агентства Ketchum с «Газпромом» был расторгнут прошлым летом. Фирма сохранила российский офис, однако он больше напоминает тепленькое местечко. Недавно представитель Ketchum заявил Politico Magazine: «Текущая геополитическая обстановка создает весьма сложные условия для разработки PR-программы экономического продвижения России, поэтому пока мы не планируем никакой деятельности в США».