Новый украинский посол еще по-настоящему не поселился в Берлине. На это просто не было времени. За те десять дней, которые Андрей Мельник провел в Германии, его премьер-министр посетил Берлин один раз, а министр иностранных дел даже два раза. И в его кабинете в посольстве не иссякает поток посетителей. Этот 39-летний дипломат предпочитает говорить о позитивных сообщениях из своей страны – о проводимых правительством реформах, о борьбе против коррупции в энергетическом секторе и о реформе судебной системы. Однако в центре всех разговоров находится война на востоке Украины.
В понедельник министры иностранных дел Украины, Германии, Франции и России на вилле Борзига (Villa Borsig), в гостевом доме внешнеполитического ведомства, допоздна проводили переговоры, направленные на поиск выхода из этого конфликта.
Однако четыре часа совместной работы не дали никакого результата. Переговоры были «очень сложными», отметил Мельник в интервью газете Tagesspiegel. «Но мы должны использовать любой, даже самый незначительный шанс», – подчеркнул он. По его словам, важно, чтобы все стороны взяли на себя соответствующие обязательства и полностью выполняли минские соглашения. Не должно быть прогресса лишь по отдельным пунктам договоренностей, отметил украинский посол.
Гуманитарная помощь не поступает на восток Украины
Для Украины особенно важным является контроль границы с Россией. «Пока граница не закрыта, невозможно обеспечить выполнения договоренности о прекращения огня». Мельник также указывает на то, что Украина не имеет возможности направлять гуманитарную помощь в контролируемые сепаратистами регионы. «Все конвои, которые мы организовали, были задержаны на блокпостах», – отметил он. После этого, как считает посол, Россия получает возможность сказать, что украинское правительство бросило в беде этих людей.
Андрей Мельник призывает Европейский cоюз продолжить демонстрировать единство по вопросу о санкциях в отношении России. «Санкции действуют, Россия теперь в большей степени готова к переговорам», – отмечает он. По словам Мельника, Путин, возможно, не рассчитывал на то, что Евросоюз продемонстрирует единство. «Санкции следует сохранять до тех пор, пока мы не увидим встречного движения с российской стороны». Только тогда, по мнению украинского посла, можно будет говорить о дальнейших шагах.
Вызвавшее споры интервью главы украинского правительства телеканалу ARD
Новый посол Украины проработал лишь несколько дней в своей новой должности к тому времени, когда ему пришлось защищать вызвавшие споры высказывания главы своего правительства в интервью телеканалу ARD. В нем Арсений Яценюк сказал, что все хорошо помнят «советское вторжение на Украину и в Германию». Критикует ли он таким образом войну против гитлеровской Германии? Россия из-за этих высказываний направила вербальную ноту – но не в Киев, а во внешнеполитическое ведомство в Берлине. Его официальный представитель отметил, что Яценюк, как и любой другой человек, может говорить то, что хочет. Позиция федерального правительства по поводу немецкого прошлого является, по словам представителя МИД, однозначной. Мельник подчеркнул, что он не хочет комментировать высказывания премьер-министра, который позднее сам объяснил, что он имел в виду. Речь идет о том, что Советский Союз совершил после Второй мировой войны в Восточной Европе. Россия вновь использовала высказывания Яценюка в пропагандистских целях, подчеркнул посол Украины.
Посол: Немцы должны понимать «стремление к свободе»
Одну из своих важнейших задач в Германии Мельник видит в том, чтобы проводить просветительскую работу по поводу конфликта в его стране. Это нелегкая задача, поскольку существует много предрассудков, подчеркивает он. «Машина российской пропаганды работает на полных оборотах». Но есть бесспорные факты. «Правда на нашей стороне», – считает Мельник. Он не может себе представить, чтобы такая страна, как Германия, не понимала озабоченности украинцев, «освободивших себя от ужасного режима». Именно немцы, пережившие разделение страны в своей истории, должны понимать «стремление к свободе» (Drang nach Freiheit), с надеждой отмечает посол и добавляет: «Я думаю, что мы можем завоевать сердца немцев».