Рига — Оба фильма — по тематике войны в Абхазии. Оба фильма вызвали общественные нарекания и критику. Один из них, «Кукурузный остров» режиссера Георгия Овашвили, представлен Грузией, другой — грузино-эстонская копродукция «Мандарины» режиссера Зазы Урушадзе представлен на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» Эстонией (под названием «Tangerines»).
«Кукурузный остров» недавно был показан в законодательном органе страны, после чего на него обрушился шквал критики. Фильм по своему содержанию был оценен как антигрузинский. Впрочем, этот фильм, в отличие от «Мандаринов», в пятерку номинантов не попал.
«Мандарины» в законодательном органе не показывали, поэтому о его содержании могут судить лишь те, кто имел возможность его смотреть. Следует отметить, что фильм был показан по «Рустави 2». Шквала критики не было, были лишь отдельные критические замечания то ли от того, что не все поняли некоторые пассажи этого фильма, то ли все уже махнули рукой.
Именно о грузино-эстонской ленте «Мандарины» (Производство: Allfilm, Cinema 24, Eesti Film Instituut, Georgian National Film Center, Eurimages при поддержке министерства культуры и защиты наследия Грузии, министерства культуры Эстонии) и хочется поговорить и рассмотреть поближе этот «шедевр», в котором вновь наглядно отражается самобичевание или попытка выпрыгнуть из штанов грузинских режиссеров, снимающих на тему войны в Абхазии, о которой, по всей видимости, они совершенно никакого представления не имеют.
Итак, данный фильм был показан в начале 2014 года в Прибалтике — в Эстонии и Латвии. В г.Риге на просмотрах была приглашена грузинская диаспора. Следует отметить, что с технической стороны фильм неплохой — качество съемки, игра актеров профессионалов и что главное — характер фильма(триллер) импонирует и волнует зрителя. однако из за несовместимости сценария с реальностями тех событий, которых касается фильм, сводит его на нет.
По окончании фильма и при общем ликовании зала особенно поразила грузинская аудитория (не имеются в виду выходцы из Абхазии), которая оказалась не более осведомленной о той войне, чем не грузины. На возражения, что эстонцы не участвовали в военных действиях и тем более против грузин, попросту не поверили: «Не будет же врать знаменитый режиссер?!», — такова была реакция на протест.
На показе присутствовал сам режиссер фильма Заза Урушадзе и кто-то из эстонских продюсеров картины, которому задали вопрос: знал ли он о том, что эстонцы не воевали против грузин?! Он ответил, что до «Мандаринов» он был в этом убежден и намекнул, что все вопросы — к грузинскому режиссеру. Им передали мнение сухумских эстонцев, что они недовольны сценарием фильма. Поражающим был ответ режиссера — Урушадзе — оказывается, что его не интересует их мнение и отклонился от разговора бросив фразу: «я не снимаю ангажированные фильмы, вроде как фильм Ленни Харлина «5 августовские дни»«. Только непонятно, причем тут это и как можно сравнивать эти два фильма? В последнем режиссер хотя бы интересовался фактами и события описаны правильно, чего нельзя сказать про «Мандарины».
Понятно, что фильм не документальный, а лишь художественный, НО! «Мандарины» однозначно тоже не назовешь безобидным триллером — там во многих местах просматривается идеологические пассажи, притом сомнительные. К примеру:
— объединение грузина и чеченца против общего врага — чем не идеологический момент?;
— выставление апсуа в благородном плане с проявлением заботой в отношении эстонцев, с чем можно и не согласиться — тогда почему эстонцам до сих пор не разрешают возвращаться в свои дома?;
— грузин агрессор — почти оккупант! Странно нет? А ведь грузин снимал!
C кавказской дружбой никто ничего против не имеет, но эти пассажи скорее пахнут дешевым популизмом, нежели толикой реализма, а из-за внезапно странного финала (иначе не назовешь) фильм вообще становится веским антигрузинским аргументом .
Главный герой фильма старик Иво, своим благородным поступком (он хоронит в бою убитого грузина, в могиле рядом своего сына, как будто убитого грузинами, так же в бою) словно говорит чеченцу Ахмеду: Вы, кавказцы перестаньте быть дикарями и научитесь прощать. Гм, как гуманно! Только одно не учел режиссер-сценарист: такая дезинформация мягко говоря оскорбительна, если не подла в отношении эстонцев из Абхазии, ничего не говоря о грузинах. Грузины не убивали эстонцев! Местные эстонцы не брали в руки оружие против грузин, так как из всех народов населяющих Абхазию, эстонцы самые близкие отношения имели именно с грузинами.
Давайте посмотрим, что говорят по этому поводу сами эстонцы, выходцы из Абхазии:
«В 80-е годы 19 века, царское правительство России малоземельных эстонцев из Эстонии переселял в Крым и другие губернии. Эстонцы там не прижились и двинулись на Кавказ. Они обосновались в основном на юге Кавказского хребта — в Грузии, частности в Абхазии, где и основали несколько сел: «Сулев», «Салме», «Линда», «Эстониа» и др. Первые два находились в Гантиади в близ г.Гагра, а село Эстониа — в Гульрипше, Верхная и Нижняя Линда — близ г. Сухум. Несмотря на свой, почти пуританский образ жизни, они подружились с грузинами и нередко имели родственные отношения». Э.Козенкраниуса (род. в 1993 г. в Абхазии) рассказывал, что эстонцы дружили конечно со всеми, но особенно близкие отношения имели именно с грузинами, так как считали их трудолюбивыми и цивилизованными наподобие себя, хорошими земледельцами и виноградарями, охотно делились сними и учились у них («Kaukaasia eestlaste lugu». 2009. Tallin. Erich Kozenkranius). Ныне покойный Эрих Козенкраниус являлся основателем «Общества Кавказских Эстонцев» в Эстонии.
«Нам— эстонцам этот фильм не нравится! Там полная дезинформация и к тому же оскорбителен для нас. Главный герой в фильме «Мандарины» Иво и его сосед Маргус совсем не похожи на эстонцев из Абхазии. Они скорее похожи на сезонных работников (в основном из России), которых местное население Абхазии, и в том числе эстонцы, нанимали в сезон сбора мандаринов. В селении Эстонка, что в Гульрипше близ Сухуми, практически у всех были двухэтажные, либо бельэтажные капитальные дома»(М. Труман, пос. Кехра, Эстония).
«В г. Кивиели, после просмотра фильма нам пришлось переубеждать зрителей, что эстонцы не воевали против грузин в Абхазии и грузины не убивали эстонцев! Грузинский режиссер Урушадзе узнав однажды о проживания этнических эстонцев в Абхазии и что там растут мандарины, захотел снять фильм не подумав о последствиях. «Мандарины» в сущности плевок на 130-летную дружбу между нашими общинами. Если не эвакуация эстонцев из зоны конфликта, мы скорее оказались бы в рядах грузинской армии, с нашими грузинскими соседями и защищали свои села от сепаратистов, северокавказцев, русских казаков и прочего интернационального сброда со всего СССР.» (А.Бергет, г.Кивиели, Эстония).
В начале боевых действий в Абхазии, правительство Эстонии выделило самолеты и Бабушерского Аэропорта вызволило этнических эстонцев из опасной зоны (так же поступила и Греция, и Израиль. Армения и Россия своих оставили в зоне конфликта). Государство возвращенцам предоставило земли, квартиры и теперь они проживают компактно в некоторых районах Эстонии и в 90-е годы даже основали «Общество Кавказских Эстонцев». За эти годы много воды утекло, но с грузинами контакты и дружбу они не прерывали.
По пособничестве России, в Абхазии в 1992-93 гг. произошла этническая чистка грузинского населения. Сотни тысяч грузин и сочувствующих грузин бежали из края и стали беженцами. Многие нашли убежище в Эстонии.
Эстонцы и грузины из Абхазии вот уже 21 лет находятся в Эстонии. Раз в год, кавказские эстонцы совместно со своими грузинскими родственниками, друзьями и бывшими соседями собираются в Таллине 15-го марта и проводят торжественное мероприятие, концерты самодеятельности и конечно же — грузинское застолье.
Вроде бы все адаптировались к новым условиям, все чем то заняты, но как грузины, так и эстонцы скучают по своим домам, по Сухуми, по Гагре, по черному морю. В этом плане сухумского эстонца от грузинских беженцев не отличишь. Но что характерно: ни одному эстонцу и в голову не придет возвращаться туда без грузин. Интересно, имел ли беседу хоть с одним из них автор сценария «Мандаринов»?
Сухумские эстонцы и грузины особенно недовольны и возмущены именно из-за уродливой концовки фильма, где старик Иво хоронит грузина «врага», рядом со своим сыном, якобы убитого грузинами!
Еще один миф, который отражен в фильме — наемничество чеченцев в ходе войны в Абхазии. Кто-кто, а они не из-за денег воевали в Абхазии, а за идею создания т.н. КГНК (конфедерация горских народов Кавказа). Но когда узнали, что их попросту использовали в своих целях ГРУ-шные и этнократические апсуйские шулера — встали и ушли. Позже в Тбилиси, президент Масхадов извинится перед грузинским народом за своих малосознательных соплеменников.
Фильм «Мандарины» должен стать еще одним уроком будущим сценаристам и режиссерам, работающим с этнической темой, особенно касающихся этнических конфликтов. Этот урок показывает, насколько осторожно надо подходить к этнической тематике и подборе материалов. Если автор не владеет максимально исчерпывающей информацией по этой теме, не стоит даже и думать о фильме. Лучше вообще не трогать тему, которая вскрывает старые раны у людей. Это не только мнение грузин, участников той войны, и многих пострадавших на той войне, но и мнение представителей противоборствующей стороны. Но если возникает безудержное желание снять что-либо на такую тему, режиссер принципиально должен работать как врач: Primum non nocere! (Прежде всего — не вреди!).
Недавно один режиссер выступая по телевидению (кажется в эфире «Дождя») сказал, что театр и кино в первую очередь это постановка и тем самым является неправдой, т.е. ложью. Интересное мнение, с чем можно и не согласиться. Приводя в пример сборник басен «Мудрость вымысла» величайшего грузинского просветителя XVII в. Сулхан-Саба Орбелиани, искусство вымысла это мудрость, которое должно служит добру, восприятию существующей действительности. Видимо, человек такое существо, которому фантазия, ирреальность, аллегория помогает вникнуть в такую категорию, которая называется действительностью. Выдуманный сюжет раскрывает познание. В нашем случае дело имеем с откровенной ложью, что есть вредно! и в первую очередь для автора этой лжи, ничего не говоря о зрителе и всего нашего общества. Зритель в этом случае жертва!