Пока весь мир следил за событиями в Париже, а в Израиле устраняли последствия зимней бури, президент США Барак Обама назначил Дэвида Коэна (David Cohen) на пост заместителя директора ЦРУ. Это высший пост, который когда-либо занимали евреи в этой разведслужбе.
С самого начала ЦРУ было цитаделью WASP-ов (белых англо-саксонских протестантов, американской аристократии), и только в последние полтора десятилетия в число руководителей среднего и высшего звена попали представители американских меньшинств. Число евреев в ЦРУ было и осталось относительно невелико. В прошлом еврей занимал пост представителя ЦРУ в Израиле. Коэн стал также вторым евреем на ключевом посту в нынешней американской администрации, после министра финансов Джека Лью (Jack Lew), заместителем которого он был до нового назначения.
Дэвид Коэн вступит в должность в феврале и сменит Аврил Хайнес (Avril Haines), которая была первой женщиной, достигшей столь высокого поста в ЦРУ. Хайнес перейдет на должность заместителя советника президента по вопросам национальной безопасности.
Назначение Коэна, который никогда не работал ни в ЦРУ, ни в других спецслужбах, показывает общую тенденцию в ЦРУ и израильской разведке на фоне современных задач, стоящих перед ними. Одна из них заключена в словах Follow the money, следи за деньгами.
Приход Коэна в ЦРУ должен обрадовать израильские спецслужбы, или как минимум сотрудников, которым поручено отслеживать попытки Ирана нарушить санкции, введенные против него. На должности замминистра финансов Коэн посещал Израиль и принимал израильских представителей в США, чтобы обсудить эти вопросы.
Дэвид Коэн в течение трех с половиной лет занимал пост замминистра финансов и отвечал за действия США по введению против Ирана экономических санкций с целью заставить Исламскую республику свернуть военную ядерную программу.
Коэн (51), отец двоих детей, родился в семье врача и вырос в Бостоне. В интервью, которые он давал, практически нет упоминаний о еврейском происхождении. Возможно, он сознательно старался не давать израильским СМИ и американской еврейской общине называть его «одним из наших».
Он учился в престижных университетах Лиги Плюща — Корнельском и Йельском, где получил юридическое образование. Во время учебы изучал порядок управления ядерной программой. Стажировался в офисе окружного судьи в Мэриленде, затем работал в адвокатской конторе, специализировавшейся на преступлениях «белых воротничков».
В 1999 году, после девяти лет в частном секторе Дэвид Коэн поступил в министерство финансов и там сделал профессиональную и политическую карьеру. Занимал пост юридического консультанта, участвовал в разработке в 2001 году Патриотического Акта, принятого при президенте Джордже Буше (George W. Bush) после терактов 11 сентября для ограничения гражданских свобод.
На должности заместителя министра финансов Дэвид Коэн занимался, в основном, проблемой санкций против Ирана и борьбой с источниками финансирования террористических организаций. Жесткая позиция по этим вопросам принесла ему прозвище «Гуру санкций». На этой работе он тесно сотрудничал с американскими спецслужбами и, через их посредничество, и с израильской разведкой.
Он помогал израильской службе безопасности ШАБАК затруднять финансирование группировки ХАМАС, отслеживать денежные потоки «Хезболлы», а также выявлять уловки Ирана по обходу экономических и банковских санкций.
Высокопоставленный американский источник недавно сказал, что Израиль остается важным партнером США в сфере борьбы с финансированием террора и с финансированием иранской ядерной программы. По его словам, Дэвид Коэн хорошо знаком с израильскими коллегами благодаря сотрудничеству в этой области.
Недавно Дэвид Коэн стал уделять значительное внимание задаче по лишению финансирования группировки «Исламское государство». Несколько месяцев назад он сказал: «ИГИЛ представляет собой новый вид террористической организации. Группировка собрала большие средства с беспрецедентной скоростью, и ее модель отличается от привычных нам моделей террористических группировок. В отличие от “Аль-Каиды”, лишь малую часть средств дают отдельные богатые спонсоры, поэтому ИГИЛ не зависит от переводов денег из-за границы. ИГИЛ получил деньги благодаря преступной и террористической деятельности». Коэн имел в виду получение выкупа за заложников и контроль над нефтяными месторождениями.
Если западные страны подпишут с Ираном компромиссное соглашение, ограничивающее иранскую ядерную программу, то главной задачей Дэвида Коэна на посту замдиректора ЦРУ будет борьба с финансированием ИГИЛ.