Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Дневник Гуантанамо» разоблачает жестокость американских тюрем и пыток

© AP Photo / Charles DharapakКамера в тюрьме Гуантанамо
Камера в тюрьме Гуантанамо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В дневнике, который Слахи вел от руки на английском языке, описывается то, как ему не давали спать, грозили убить, подвергали сексуальным унижениям и намекали на то, что истязатели захватят его мать. Ему надевали на глаза повязку, заставляли пить соленую воду, а затем вывозили в море на катере, где сажали в лед и избивали на протяжении трех часов.

На следующей неделе после шестилетней борьбы за снятие с рукописи грифа «Секретно» будут опубликованы сенсационные мемуары узника Гуантанамо, где в изложении одной из жертв описываются страшные подробности об американской программе выдачи подозреваемых и пыток.

«Дневник Гуантанамо» – это первая книга, написанная все еще находящимся за решеткой заключенным. Ее публикуют в 20 странах, а Guardian перепечатывает по частям. На этом фоне борцы за гражданские свободы возобновили свои призывы освободить автора мемуаров.

Мохамеду ульд Слахи (Mohamedou Ould Slahi) повествует о своем мировом турне с пытками и унижениями, которое началось в его родной Мавритании 13 с лишним  лет назад, а продолжилось в Иордании и Афганистане, после чего он в августе 2002 года попал на Кубу в американскую тюрьму Гуантанамо как заключенный номер 760. Представители вооруженных сил США рассказали на этой неделе Guardian, что хотя Слахи не было предъявлено никаких обвинений, а судья в 2010 году принял решение о его освобождении, но в будущем году его вряд ли выпустят на свободу.

В дневнике, который Слахи вел от руки на английском языке, описывается то, как ему не давали спать, грозили убить, подвергали сексуальным унижениям и намекали на то, что истязатели захватят его мать.

Пережив все это, он подвергся «дополнительным способам допроса», утвержденным лично бывшим министром обороны США Дональдом Рамсфелдом. Ему надевали на глаза повязку, заставляли пить соленую воду, а затем вывозили в море на катере, где сажали в лед и избивали на протяжении трех часов.

Тюрьма в Гуантанамо


Конечным итогом пыток, пишет он, стала ложь. Слахи сделал несколько ложных признаний в попытке положить конец истязаниям, сказав допрашивавшим его людям, что намеревался взорвать башню Си-Эн Тауэр в Торонто. Когда его спрашивали, правду ли он говорит, Слахи отвечал: «Мне все равно, лишь бы вы были довольны. Если вы покупаете, я продаю».

До того, как рассекретить рукопись узника Гуантанамо, ее 2500 раз подвергали цензуре, якобы для защиты секретной информации, хотя на самом деле цель состояла в том, чтобы не дать читателям прочитать всю историю о его тяжких испытаниях. Книга будет опубликована со всеми пометками цензуры, а ее английские и американские издатели надеются на публикацию варианта без цензуры, когда Слахи выйдет, наконец, на свободу.

Один федеральный суд вынес постановление о его освобождении на основании того, что доказательства против него неубедительны и получены под пытками. С тех пор как Министерство юстиции запутало его дело в неразрешимой паутине апелляций, Слахи с декабря 2012 года пребывает в подвешенном состоянии юридического забвения. Некоторые американские чиновники дали понять, что в этом году его вряд ли освободят. Один из них, давший Guardian интервью на условии соблюдения анонимности, так как ему не было разрешено это делать, отметил, что освобождение Слахи из Гуантанамо не является  приоритетом. «Мы сосредоточили все свое внимание на тех людях, которых разрешено перевести», – сказал он. Слахи среди них не числится.

Слахи так описывает совершенные над ним издевательства и насилие: «У меня начались галлюцинации, и я стал слышать голоса, чистые как хрусталь. Я слышал своих родных, ведущих обычную семейную беседу … Я слышал, как восхитительным голосом читают Коран. Я слышал музыку своей страны. Позднее охранники воспользовались этими моими галлюцинациями, и через водопроводные трубы начали говорить странными голосами, уговаривая меня напасть на охрану и бежать. Но ввести меня в заблуждение им не удалось, хотя я им подыгрывал. «Мы что-то слышали, наверное, это джинн!» - говорили они. «Да, но я его не слушаю», - отвечал я. Я был на грани безумия».

Американский союз борьбы за гражданские свободы начал в интернете сбор подписей с требованием освободить Слахи. Директор проекта союза по национальной безопасности  Хина Шамси (Hina Shamsi) заявила: «Мохамеду Слахи – безвинный человек, которого Соединенные Штаты подвергли жестоким пыткам и незаконно удерживают в тюрьме более десяти лет. Он не представляет угрозы для США и никогда не принимал участия ни в каких боевых действиях против них».

«Мы просим власти положить конец многолетним мучениям Мохамеду, не оспаривая его право на рассмотрение законности ареста, и освободить его без проволочек. Мы надеемся, что все, кого тронула история этого человека о перенесенных издевательствах и незаконном содержании под стражей, присоединятся к нам и будут добиваться его освобождения».

Этот 44-летний мужчина в начале 1990-х годов дважды побывал в Афганистане. Там он дал клятву верности «Аль-Каиде» и присоединился к борьбе против поддержанного СССР кабульского режима. По его словам, в 1992 году он прекратил все связи с этой организацией.

Однако после 11 сентября его задержали по подозрению в причастности к неудачной попытке взорвать международный аэропорт в Лос-Анджелесе, когда он в 1999 году жил в Канаде. Никаких улик в подтверждение этих обвинений следствие не нашло, кроме выбитых из него признаний. В 2004 году военный прокурор отказался принимать участие в его уголовном преследовании на том основании, что все показания против него являются результатом пыток.

Служивший в середине 2000-х годов главным военным прокурором полковник ВВС Моррис Дэвис (Morris Davis) позже рассказывал, что не нашел в действиях Слахи состава преступления, и ему не в чем было его обвинять.

Адвокат задержанного Нэнси Холландер (Nancy Hollander) сказала: «Мохамеду никогда и ни в чем не обвиняли. Соединенные Штаты не предъявляли ему обвинение в совершении преступления. Его не в чем обвинять, преступления нет. И дело не в том, что против него не смогли найти улики – просто таких улик не существует. Он оказался, как я считаю, в ужасной юридической западне. Это настоящая трагедия; его нужно отпустить, чтобы он ехал домой».

«Книга Мохамеду показывает нам суть этого человека, которого американское правительство  подвергло пыткам и продолжает пытать, держа в заключении без определенного срока. Мы чувствуем, обоняем и даже осязаем те пытки, которым он подвергался. Это в его голосе, это в его сердце. Эту книгу должен прочитать каждый».

Издатель Джейми Бинг (Jamie Byng), сказал, что рассказ Слахи, стал одной из самых важных и значительных книг, выпущенных его издательством. «Это добрая, жестокая и смиренная книга. Иногда она смешная, но чаще всего она приводит в ярость, являясь разрывающим сердце показанием поистине одаренного писателя. Все его зарубежные издатели надеются, что донеся историю Слахи до широкой читательской аудитории, мы сумеем положить конец его незаконному и варварскому заточению».

Заключенные тюрьмы в Гуантанамо


Мемуары Слахи опубликованы по горячим следам весьма примечательного расследования американского сената, который изучал пытки ЦРУ. Они появились на свет в момент, когда республиканцы в Вашингтоне с удвоенной энергией препятствуют попыткам Барака Обамы выполнить свое обещание и закрыть Гуантанамо. Президент полон решимости сократить в 2015 году количество заключенных в этой тюрьме. В среду еще пять заключенных уехали с Кубы в Оман и Эстонию. Это лишь один из последних примеров освобождения. В итоге в Гуантанамо сегодня остается 122 узника. Среди них родившийся в Саудовской Аравии житель Британии Шакер Аамер (Shaker Aamer). Дэвид Кэмерон в пятницу на переговорах с Обамой должен был поднять вопрос о бедственном положении Аамера.

Однако британские министры поднимали этот вопрос  как минимум 15 раз за последние пять лет, о чем говорится в заявлениях для парламента. В прошлом американские дипломаты в частном порядке отмечали, что не уверены в серьезности заявлений британского правительства о том, что оно хочет возвращения Аамера в Британию, где он мог бы воссоединиться со своей женой-британкой и пятью детьми.

Представители Гуантанамо давно уже не рассматривают Слахи как человека, представляющего угрозу для безопасности. Говорят, что он доносит на других заключенных, а живет в отдельном месте, где ему разрешено разводить огород. Однако Соединенные Штаты настаивают на том, что у них есть правовые основания для лишения Слахи свободы. Представитель Министерства обороны подполковник Майлс Кэггинс (Myles Caggins) сказал: «Мы продолжает удерживать Мохамеду Слахи на основании Разрешения на использование военной силы (AUMF) от 2001 года в соответствии с военным законодательством. Он имеет полное право обратиться в федеральный суд и потребовать пересмотра решения о своем задержании и содержании под стражей, принятого окружным судом США. Для этого ему надо написать ходатайство о вынесении предписания о представлении арестованного в суд для рассмотрения законности его ареста».