Социально-экономические потрясения, начавшиеся с распадом Советского Союза, негативно отразились на дикой природе этого региона, о чем говорят данные исследований.
Исследование крупных млекопитающих в России показало, что после 1991 года происходит резкое сокращение их численности. Авторы исследования отмечают, что наиболее вероятные причины сокращения популяций — это браконьерство и ослабление мер защиты диких животных. Выступая на страницах журнала Conservation Biology, они подчеркивают, что в такие времена необходима международная поддержка.
«Мы доказали, что в начале 1990-х годов, сразу после распада Советского Союза, в большинстве регионов России произошло одновременное уменьшение популяции дикого кабана, бурого медведя и лося», — рассказала соавтор этой научной работы из Висконсинского университета в Мэдисоне Евгения Брагина.
«Эти три вида очень сильно отличаются друг от друга, и у них разные требования к среде обитания», — сообщила она BBC News, отметив, что уменьшение популяции не было результатом разрушения какой-то одной среды обитания.
«Например, лось отдает предпочтение лесам разного возраста, где есть молодые деревья, служащие для него кормом. Кабан любит сельскохозяйственные культуры, которые люди в Советском Союзе разводили для этого вида специально».
Увеличение популяции волков
Брагина отмечает, что несмотря на очень разные экологические истории, уменьшение популяции наблюдается у всех трех видов, и что такое уменьшение совпало с распадом Советского Союза.
Она указывает на то, что в результате социально-экономических потрясений, которые ощутил весь регион, пострадал каждый вид, но по-разному.
«Что касается дикого кабана, то он лишился сельскохозяйственных культур, которые были для него кормом, потому что руководители охотхозяйств прекратили их сажать».
Ученые отметили, что изучая популяции восьми видов крупных млекопитающих в России в период с 1981 по 2000 год, они заметили одно исключение. Об этом исключении говорит доктор Брагина: «Интересно то, что увеличение популяции произошло лишь у одного вида — у серого волка. В Советском Союзе популяцию серых волков контролировали. У людей был стимул охотиться на волка — скажем, бесплатная лицензия на отстрел копытных животных. Но конечно же, в период хаоса после распада страны людям приходилось думать совсем о других вещах».
Брагина добавляет, что по мнению ученых, увеличение численности волков, составившее за десять лет после распада Советского Союза 150%, могло способствовать уменьшению популяции лося.
«Основываясь на своих наблюдениях, исследователи выстроили следующую гипотезу: «Не исключено, что к возможным причинам сокращения популяций в 1990-х годах относятся браконьерство и ослабление мер защиты диких животных».
Однако данные исследований указывают на то, что спустя десятилетие ситуация у некоторых популяций претерпела изменения. «Во второй части этой истории есть хорошие новости, что довольно приятно, ибо не все здесь мрачно и безнадежно», — говорит Брагина.
«Мы видим, что диких кабанов в России стало больше, чем в 1991 году. В 1990-е годы произошел крах, и мы тогда потеряли около половины популяции. Но кабан — это очень хорошо приспосабливающийся вид. Прошло несколько лет, он нашел новые источники пропитания, сумел как-то выжить, и теперь у него все хорошо».
Другие виды, такие, как косуля и бурый медведь, также демонстрируют позитивные признаки восстановления популяции.
Но есть и такие виды, в которых численность животных продолжает уменьшаться, скажем, у евразийской рыси. Однако, как отмечают ученые, это долговременная тенденция, никак не связанная с социально-экономическими последствиями событий, произошедших в стране в начале 1990-х.
Доктор Брагина отмечает, что в исследовании подчеркивается следующее обстоятельство: внезапные потрясения в социально-экономической инфраструктуре России тоже могли оказать свое воздействие на животный мир страны.
«Когда происходит такое, мы должны пристально следить за тем, что происходит в дикой природе, — заявляет она. — Конечно, когда население быстро беднеет, как это было в России в 1990-х годах, у страны остается мало ресурсов, и она не может рачительно контролировать животный мир».
«Я думаю, наступил момент, когда международные организации по защите окружающей среды должны обратить свое внимание на сохранение дикой природы и разработать соответствующие меры. В противном случае может получиться так, что важные или широко известные традиционные виды животных окажутся в опасности».