Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Присутствие Путина на торжественных мероприятиях в Освенциме создало бы сложную дипломатическую ситуацию

СМИ Польши о России, 15 – 21 января

© Фото : ИноСМИ/ А. Боярская Польская пресса
Польская пресса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как следует относиться к тому, что Владимира Путина не будет среди гостей торжественных мероприятий, приуроченных к 70-й годовщине освобождения концлагеря Освенцим; решатся ли западные страны на смягчение своей позиции в отношении России, подключится ли Москва к международной антитеррористической коалиции: такие вопросы волновали польскую печать.

Присутствие Владимира Путина на торжественных мероприятиях в Освенциме создало бы сложную дипломатическую ситуацию, говорит политолог Войцех Матерский (Wojciech Materski) в интервью Onet.pl (19.01). «Мы имеем дело с политиком, который в плане Украины нарушает все стандарты. Невозможно делать вид, что ничего не происходит, и относиться к нему так, как это было в Нормандии: мы встречаемся, отмечаем годовщину, вспоминаем Вторую мировую войну, и все отлично», — подчеркивает эксперт. Возмущение российской стороны сложившейся ситуацией вписывается в историческую политику России, которая обвиняет Запад в том, что тот недооценивает ее роль в победе над фашизмом и не высказывает должной благодарности за подвиг ее народа, отмечает он.

В этот раз высылались не именные приглашения лидерам стран, а информация о самих торжествах с вопросом, какого ранга делегацию следует ожидать, однако Россия подала тему таким образом, будто поляки намерено не пригласили их президента в Освенцим, писала Gazeta Wyborcza (19.01).
Россияне, для которых победа в Великой Отечественной войне стала своего рода религией, воспримут отсутствие Путина в Польше как проявление неблагодарности, и чтобы не допустить этого мир мог бы обратиться к российскому народу с посланием о том, что до сих пор помнит о его жертвах и заслугах. «Но Россия устроена так, что сделать это невозможно», — с сожалением подводит итог публицист издания.

Владимир Путин зажег поминальную свечу у мемориала узникам Освенцима


Россияне внесли огромный вклад в то, чтобы остановить машину истребления, какой были фашистские концлагеря, и поэтому руководитель российского государства должен присутствовать на годовщине освобождения Освенцима, убеждена Rzeczpospolita (20.01). «Несмотря на справедливые обвинения в немецко-советском нападении на Польшу в 1939 году, Варшаве следует со всем надлежащим уважением пригласить на торжества президента России — наследницы государства, чьи солдаты освобождали Освенцим. Никакие современные политические споры, никакие акты и обвинения не смогут стать оправданием нашей мелочности, если мы не отправим приглашение Владимиру Путину. Этого требует от нас всех память о том ужасном прошлом и надежда на лучшее будущее», — заключает автор публикации.

Обоснованы ли предположения, что Евросоюз готов смягчить свою позицию в отношении России, размышляла пресса после утечки в СМИ текста Федерики Могерини (Federica Mogherini), подготовленного к ее встрече в Брюсселе с руководителями МИД европейских государств.

С одной стороны, глава европейской дипломатии считает отмену санкций возможной лишь при воплощении Москвой в жизнь минских соглашений. Но с другой — ставит вопрос, не следует ли Западу интенсифицировать сотрудничество с Кремлем, в частности, по Ливии, Сирии и Ираку и просит министров подумать, «какая торговля по принципу „вы нам — одно, мы вам — другое“ была бы полезна в отношениях ЕС – Россия», — рассказывает Gazeta Wyborcza (15.01).

По мнению критиков Могерини, этот документ был в отношении Москвы излишне мягок, а по мнению ее защитников, он лишь суммировал те дилеммы, которые появляются в ходе всех европейских дискуссий на тему России и Украины, добавляет газета.

Раньше со стороны ЕС звучали только угрозы, а теперь мы услышали несколько другую риторику: Брюссель подал знак, что он ищет пути диалога с Москвой. И хотя над Путиным все еще нависает «кнут», вскоре может появиться и «пряник», — продолжает Newsweek Polska (15.01). Если так и произойдет, то Европа продемонстрирует крайнюю нетерпеливость: санкции воздействовали на рациональную струну в душе российской властной элиты, заставляя ее мыслить категориями выгод и убытков. Кроме того, они «могли привести к намеченным результатам и реальным переменам в российской внешней политике, а потом и внутри России, только при терпеливом сохранении — без уступок», — пишет еженедельник.

Федерика Могерини потерпела поражение: после встречи в Брюсселе даже представители тех стран, которые «считаются наиболее благосклонно настроенными к России, как Венгрия, Словакия и Франция, подчеркивали, что пока Москва не выполнит все пункты Минского соглашения, смягчения санкций не будет», — констатирует Rzeczpospolita (20.01). И приводит слова министра иностранных дел Польши Гжегожа Схетыны (Grzegorz Schetyna):  «Мы не изменим нашу политику. Сомнений в том, что санкции против России следует сохранить, нет. Никакого нового формата переговоров с этой страной не существует». Неблагоприятная атмосфера в Брюсселе не означает, что действие санкций будет продлено: у Москвы остается время, чтобы проявить добрую волю, а страны ЕС еще могут изменить свое мнение, отмечает между тем издание.

Сможет ли Запад «простить» России Украину взамен за взаимодействие в борьбе с Исламским государством? — задавалась вопросом Wirtualna Polska (15.01). Скорее всего, такая сделка состоится, так как в Европе, в особенности после французских терактов, усилились политические круги, призывающие принять Москву в широкую антитеррористическую коалицию. К этому могут также оказаться склонны США. А если сделка сорвется, Россия успеет кардинально изменить свою позицию и даже юридически признать Исламское государство: «ведь с точки зрения российских властных элит его создание — это проявление антизападного и антиамериканского пути развития, которым сейчас гордится Кремль и значительная часть российского населения», — указывает автор статьи.

Расстрел российским солдатом-срочником семьи в армянском селе Гюмри может привести к серьезным политическим последствиям, писал тот же портал (19.01). Ереван был стратегическим партнером Москвы в Закавказье, а военная база в Армении служила продвижению путинских интеграционных проектов, в частности, позволяя оказывать давление на Грузию (россияне уже не раз заявляли, что если Тбилиси заблокирует сухопутный и воздушный транзит к армянской базе, то они проложат коридор силой).

В новой ситуации следует ожидать активизации армянской оппозиции, которая считает современный формат сотрудничества своей страны с Россией невыгодным, в связи с чем Москве придется усилить поддержку пророссийски настроенного президента Армении Сержа Саргсяна, предсказывает портал.
Кремль испугался, что после произошедшего преступления армянское общество не захочет продолжать интеграцию с Москвой, отмечает Rzeczpospolita (21.01).

«Это событие произошло в очень неподходящий момент: недавно Ереван отказался от соглашения об ассоциации с ЕС, решившись на союз с Москвой», — говорит политолог Ричард Гирагосян, которого цитирует газета. «Если конфликт будет нарастать, российская база может превратиться в глазах армянского населения из гаранта безопасности в источник угрозы», — добавляет директор армянского исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян.