Мы только что вышли с тщательно подготовленной, хорошо организованной и просто поразительной демонстрации технологии HoloLens компании Microsoft. Даже четырех демонстраций, на самом деле, и каждая проводилась с целью показать разные случаи применения головной гарнитуры, проецирующей голограммы в реальном пространстве. Мы играли в Minecraft на журнальном столике. Чинили выключатель по чертежам из Skype.
Мы ходили по Марсу.
Вы заметите, что в нашей статье нет фотографий. Это из-за того, что нас пустили в святая святых — в лабораторию, где команда создателей HoloLens проверяет и испытывает свои технологии на пользователях. Естественно, камеры и телефоны нам пришлось оставить на входе. Никаких записывающих устройств, даже аудио. Мы входили в подвал, расположенный под центром помощи Microsoft, смеясь над абсурдностью таким строгих мер. Многим репортерам пришлось просить у компании блокноты для записей, и у многих не оказалось с собой ручек.
Но оно того стоило, потому что HoloLens это, пожалуй, самая интригующая (и во многом самая выводящая из себя) технология из всех тех, с которыми мы познакомились после шлема виртуальной реальности Oculus Rift. И у нее много общего с Oculus Rift: оба гаджета создают полный эффект присутствия, но по-разному; оба требуют прикрепить на голову некую странную штуковину; оба заставляют вас широко улыбаться, когда вы как полный идиот видите картину, которую никто кроме вас не видит. И, что крайне важно, оба гаджета пока еще нуждаются в доработке в плане управления виртуальными предметами и контактирования с ними.
На мой взгляд, самым впечатляющим моментом демонстрации был Minecraft, хотя в Microsoft это называют иначе — Building Blocks или как-то там еще. Наверное, это сделано для того, чтобы не пришлось потом выпускать полную голографическую версию Minecraft. Но прежде чем войти в этот виртуальный мир (а вернее, прежде чем этот виртуальный мир вошел в нас), нам пришлось надеть на головы опытный образец гарнитуры HoloLens.
Надо признать, выглядит она как довольно хитроумная штуковина. Там есть маленький и тяжелый блок, который вы надеваете на голову, и в котором содержится вся компьютерная мощь. Он состоит из очков, крошечных проекторов, датчиков движения, акустических колонок (мы точно не знаем, но что-то там звук производит) и Бог знает чего еще. И прямо перед вашим полем зрения есть экран.
«Экран перед вашим полем зрения» — это правильное определение для HoloLens. Он погружает вас в виртуальную реальность, но это не совсем виртуальная реальность, и вы погружаетесь в нее не полностью. Вы по-прежнему видите реальный мир между виртуальными предметами. Вы видите, где заканчивается мир магической голографии, и где начинается ваше боковое зрение.
Но прежде чем успеваешь устало и пресыщенно сказать «Да пробовал я эту вашу виртуальную реальность», ты опускаешь взгляд на журнальный столик, а на нем стоит гребаный замок. Он не мерцает, как фантом, но и реальным его тоже назвать нельзя. Он просто спокойно стоит на этом чертовом столике и остается там, несмотря на ваши движения головой. Замок почти такой же реальный, как и столик, и безо всяких тормозов. Замок стоит на столе. Это просто чудо.
У вас наверняка глупая улыбка на лице, хотя штуковина на вашей голове давит вам на очки, а они, в свою очередь, на нос, причем весьма болезненно.
Затем начинается демонстрация. Потрогать ничего не удастся, но вы можете смотреть и нацеливать маленький кружок на предметы, поворачивая голову. Вы узнаете новую терминологию. «Взгляд» означает, что вы просто смотрите на предметы, нацеливая на них перекрестье визирных нитей, а нечто под названием AirTap («щелкни воздух» — прим.ред.) — эквивалент щелчка мышкой. В ходе демонстрации Minecraft вы роете дыры и взрываете зомби виртуальным динамитом. Это просто невероятно, когда вы видите такие цифровые вещи в реальном пространстве.
Вы взрывом делаете дыру на столе, а потом смотрите сквозь нее, и видите новые виртуальные предметы на полу. Вы взрывом делаете дыру в стене, и оттуда вылетают крохотные летучие мыши. Вы видите, что за этой обычной стеной открывается виртуальный ад, полный лавы и камней. Вы заглядываете внутрь, смотрите вбок и видите, что это неприветливое место уходит за горизонт.
А потом демонстрация заканчивается.
Skype
Демонстрация Skype в компании Microsoft оказала на меня не меньшее впечатление, чем игра в кубики Minecraft в гостиной. После двухчасовой речи люди из Microsoft решили поручить мне ремонт выключателя. Началось с того, что меня усадили перед набором инструментов и самим выключателем с подведенной к нему проводкой. Слегка потрясенный и сконфуженный, я поднял глаза, и внезапно передо мной оказался интерфейс Skype. Я выбрал человека, которому должен был позвонить. В маленьком окошке пошел видеозвонок, и мое путешествие по миру ремонта выключателей началось.
На другом конце была инженер Microsoft. Я ее видел и слышал, а она слышала меня и видела точно то, что перед собой видел я. Мои глаза, или гарнитура на голове, передавали все через Skype. Это был своего рода звонок помощи — она помогала мне починить выключатель. Для начала мы прикрепили ее маленькое окошко к верхней части лампы. Потом я осмотрелся и вернулся к лампе, чтобы увидеть ее лицо. Она говорила мне, что следует делать. Ощущение было странное, но естественное, и мне не пришлось ничего выдумывать и учить новые жесты: хватало виртуального клика мышкой, того самого «щелкни воздух».
Когда инженер рассказывала мне, какие нам понадобятся инструменты для ремонта, она привлекла мое внимание к стене с проводкой, а затем начала чертить, отмечая в воздухе, где будет правильно разместить выключатель. Сейчас это кажется мне полным сюрреализмом, но во время демонстрации я даже не думал об этом. Просто было такое впечатление, что услужливый знакомый водит меня по комнате и дает указания и подсказки. Мы подсоединили провода, проверили наличие напряжения в сети, а затем включили свет. Все было готово. Ремонт прошел успешно, и все при помощи какого-то дикого сочетания гарнитуры, дополненной реальности и «Скайпа». Звучит как какие-то трюки и выкрутасы, но все вполне реально и производит большое впечатление. Я пользуюсь инструкциями в YouTube, чтобы делать дома мелкий ремонт или обслуживать машину, но здесь совсем другой уровень. Представьте себе хирурга, делающего сложную операцию и ведущего запись в режиме реального времени, а также руководящего действиями коллег. Представьте себе звонки поддержки для решения проблем на вашем компьютере. Если все получится так, как во время демонстрационного показа Microsoft, то это изменит характер нашего общения и обучения.
Голографическая мастерская
В ходе следующей демонстрации никто не предложил нам работать с опытными образцами HoloLens. Вместо этого мы наблюдали за тем как «Ник» (ни у кого из участников голографической демонстрации в подвале Microsoft нет фамилий — я спрашивал) производит действия с предметами, чтобы сделать коалу, разъезжающую на грузовичке-пикапе. Выглядело это действительно впечатляюще. Камеры снимали, а экраны показывали Алекса и виртуальные предметы, с которыми он производил манипуляции в режиме реального времени, в одном и том же пространстве.
Идея состояла в том, чтобы убедить нас, что HoloLens породит целую плеяду изобретателей, которые будут создавать 3D объекты безо всякой или с минимальной подготовкой. Характер предмета гораздо легче понять, когда он лежит в вашей гостиной, а не начерчен в AutoCad.
Но реально поработав до этого с HoloLens, я в мыслях унесся прочь, думая о других вещах. Например, сейчас существует лишь несколько способов управления этой системой:
Команда «Взгляд»: вы указываете на предмет головой.
Команда AirTap: Вы поднимаете указательный палец, как бы показывая цифру 1, а затем опускаете его, как бы нажимая на клавишу.
Голос: Вы можете подавать команды, обычно чтобы переключиться на тот «инструмент», который вам нужен.
Мышка: Самое удобное здесь то, что при работе с голограммами можно использовать предметы, которыми мы пользуемся при работе на компьютере.
Ну вот, кажется и все. Но этого пока недостаточно. Чрезвычайно захватывает то, что голограммы кажутся реальными предметами, которые на самом деле находятся в гостиной. Но в равной степени возникает разочарование от того, что ты не можешь обращаться с ними, как с настоящими предметами.
Один раз во время демонстрации Алексу надо было поменять колесо на машине. Ему пришлось извиваться и вертеть головой, чтобы посмотреть точно на то место, куда устанавливается колесо. Затем он щелкнул с помощью AirTap и все. Колесо встало на место. Но насколько было бы проще, если бы у него была возможность взять это колесо в руки?
Дело просто-напросто в том, что руки у нас более проворные, чем шея. Моторика мелких движений контролируется точнее, мы можем по-разному двигать руками, прилагать усилия и использовать другие нюансы. С головой и шеей все гораздо сложнее.
А затем сотрудники компании раздали нам только что созданных коал, которых для нас распечатали на 3D-принтере, с USB-накопителем внутри, что было довольно мило. Если HoloLens взлетит, мы сможем конструировать собственных коал, и это будет намного проще, чем изучать имеющиеся программы конструирования в 3D. Но, увы, не так просто, как кажется, когда представляешь себе конструирование объектов с помощью голограмм.
Прогулка по Марсу
Microsoft объединила усилия с НАСА, дабы ученые могли видеть Красную планету так же, как ее видит марсоход Curiosity. Вместо того, чтобы создавать панорамное изображение на компьютерном экране, во время демонстрации компания осветила комнату и превратила ее в Марс. Я прогулялся по каменистой поверхности, врезался в марсоход и просто-напросто составил свое впечатление от планеты, на которой я никогда не побываю. Это было совершенно новое впечатление, как будто я погрузился в марсианскую атмосферу, шел по планете, но в то же время был и в другом месте. Поле зрения было немного узковатым, и эффект присутствия был неполным. HoloLens не могла обмануть мой мозг и заставить его думать, будто я действительно очутился на другой планете. Но очень впечатляет то, что Microsoft привнесла в эти ощущения.
Я говорил с инженером НАСА, который рассказывал мне о том, что я видел вокруг. Я присел, чтобы внимательнее рассмотреть камни, сфотографировал несколько разных горных пород и даже установил флажки в наиболее интересных местах. У меня отпала челюсть, когда я сел за компьютер в комнате и начал экспериментировать с мышкой. Я убрал курсор с экрана, и внезапно тот оказался на полу рядом со мной, позволив мне делать метки в виртуальной среде. Все это я видел и раньше во время демонстраций Microsoft, но на сей раз эта штука была у меня на голове и работала.
Самое главное здесь — это возможности взаимодействия, позволяющего мне самым уникальным образом оперировать данными, в то время как инженер НАСА ставил на Марсе флажки и направлял меня, чтобы я посмотрел на те или иные места. Это не столь производительно, как с мышкой и клавиатурой, но это определенно нечто новое и захватывающее. Я представляю себе, как в таком режиме будут работать крупные коллективы, которым нужно общаться на больших расстояниях, находясь в разных часовых поясах, и обрабатывать большие массивы сложных данных.
В целом HoloLens — самый амбициозный проект Microsoft. Это крупная ставка на будущее компьютерных технологий, на будущее Windows и, в конечном счете, на будущее самой Microsoft. Хотя компания сейчас работает в основном с мобильными устройствами, она хочет поймать новую волну информационных технологий и пойти впереди. Станет ли HoloLens этой новой волной? Окончательную проверку гаджету устроят разработчики и потребители, но в любом случае это невероятно смелый и внушительный проект. Он по-настоящему инновационный, а это как раз то, чего не хватало компании, которая тратит множество сил на упорную защиту Windows. Это также очередной пример того, как сложные технологии мягко вливаются в жизнь, оставляя человеку возможность наслаждаться тем, что действительно важно.