Неужели никто не может остановить это безумие?! — такой вопрос на днях задавал чуть ли ни каждый политический наблюдатель, узнав об обострении конфликта и новых человеческих жертвах в восточной Украине. Это правда — никто не может. Сама Украина, к сожалению, слишком слаба, чтобы на что-то повлиять. Так называемый Запад беззубый в ситуациях, когда невозможна открытая конфронтация с вводом войск на конкретную территорию (хотя известно и достаточно много неудачных примеров, в том числе в Афганистане). Россия загнана в угол, и ясно, что она продолжит прямо или косвенно поддерживать возмутителей спокойствия за пределами своей территории, решая таким образом одновременно внутриполитические и внешнеполитические проблемы. В первом случае — это отвлечение внимания от собственных проблем, во втором — демонстрация силы со стороны России с целью добиться, чтобы с ней все-таки считались.
Единого механизма для урегулирования таких ситуаций в современном мире нет. И не похоже, что кто-то на Западе заинтересован его создавать при помощи реально эффективных действия (слов, громких заявлений, разумеется, хватает). По абсолютно примитивной причине — конфликт между Западом и Россией открывает возможности для передела сфер влияния в глобальном бизнесе. Падение цен на энергоресурсы является наглядным подтверждением этого. Шум по поводу очередного провала принятия решения в Совете безопасности ООН — это именно то, что нужно, чтобы вытеснить одного из крупных игроков из игры на другое поле. И уже при измененном статусе диктовать ему правила игры в тот момент, когда снова начнутся переговоры о поставках, ценах и т.п.
И здесь бессмысленно искать виноватого, отделять хороших от плохих, вставать на ту или другую сторону. Это бесконечная межгосударственная, межкорпорационная игра Monopol, где победители и проигравшие время от времени что-то приобретают и теряют. И нынешняя ситуация образовалась из-за допущенных ошибок или была умышленно спровоцирована. И есть интересы. Остальное, извините, — лишь весьма циничное представление.
Пугает то, что Украина только один из полигонов. Самый заметный. Самый ужасающий. Но не главный и не единственный. Надеяться, что с урегулированием конфликта в восточной Украине (любым способом) в отношениях России и западных стран наступит мир, было бы слишком наивно. Да, мир может наступить, однако исключительно как внешнее проявление решения больших разногласий.
И все-таки — когда же это закончится? На мой взгляд, тогда, когда те, кто передвигает фишки в игре, наконец, преодолеют внутренние противоречия и будут готовы сесть за общий стол переговоров, чтобы заключить сделку для дальнейшей жизни в мире и согласии. Осознавая, что каждая из сторон в результате этих переговоров должна получить какой-то трофей. Цена мира для всех сторон неизбежно будет дорогой.