Перед НАТО стоят сложные проблемы, и все еще не понятно, как их решать, поскольку внутри НАТО сохраняются противоречия.
В отношении региональной политики, как говорят эксперты, НАТО поняла, что не готова осуществлять военные операции в регионах. Афганистан подорвал политическую волю государств-членов альянса, после Афганистана НАТО не провела ни одной военной операции. Операции проводили отдельные государства, причем, большинство государств альянса не поддержало их.
Выясняется, что группа государств-членов НАТО или альянс в целом способны проводить ограниченные по масштабам военные операции. События в Ливии показали, что без поддержки США европейские государства не способны вполне успешно поводить операции такого не очень значительного масштаба.
НАТО не готова и не собирается осуществлять военное вмешательство в возможные события на Южном Кавказе. Россия продолжает играть решающую роль в системе безопасности на Южном Кавказе и в других регионах, и от нее зависит поведение других стран - как стран региона, так и крупных государств.
Франция весьма скептически относится к перспективе расширения состава НАТО из числа государств Восточной Европы, а также вряд ли заинтересована в усилении фактической ответственности НАТО по вопросам безопасности Южного Кавказа и в других регионах. Франция рассматривает Россию как важнейшего экономического и политического партнера и не заинтересована раздражать Россию.
Франция готова оказывать содействие Армении в развитии ее отношений с НАТО, в том числе, и по вопросам поставок вооружений, конечно, при определенных условиях и согласованиях, но не хотела бы давать повод для роста напряженности в регионе, прежде всего, по причине раздражения России.
Германия, практически, придерживается той же позиции. По мнению одного из экспертов, Франция многое проиграла в регионах, утратила многие позиции в регионах традиционного влияния и не уверена, что сумеет обрести более важные позиции на Южном Кавказе. Если Франция будет вести в отношении Южного Кавказа политику конкуренции с Россией, нет уверенности, что свертывание позиций России приведет к усилению французских позиций. Скорее всего, в результате данных усилий Франции еще более повысится роль США.
Германия, пытавшаяся ранее проводить политику усиления своих позиций в отношении Грузии, в какой-то мере поддерживая ее в противодействии России, убедилась, что в результате усилились позиции США.
В ответ на усиление сотрудничества Армении с НАТО и Евросюзом Россия применит другую тактику, нежели она применяла в отношении Грузии. По поводу процессов и ситуации в Грузии уроки получили не только государства Запада, но и Россия.
В отношении Армении Россия попытается усиливать свои позиции - прежде всего, в сфере военного присутствия, и вряд ли Армения не будет заинтересована в этом. Помимо оборонной сферы, Россия предпримет усилия для развития своего влияния в экономике и в культурной сфере. Например, Россия очень ревностно стала относиться к позициям русского языка в бывших советских республиках.
Сейчас совершенно понятно, что Россия рассматривает Армению как разменную монету в своей игре с Турцией и Азербайджаном. Армения рассматривается в Москве вовсе не как суверенное государство, проводящее свою внешнюю политику, а министра иностранных дел Армении Россия считает своим агентом.
Карабаха вообще нет в каких-либо расчетах России как постоянно действующего субъекта, он рассматривается как временное явление, которое уже исчерпало свою роль и время.
Нынешняя и будущая армянская элита не способны понять это вследствие вопиющей интеллектуальной ущербности, и они представляют собой всего лишь марионеток в руках русских. В связи с этим нужно трезво обсудить вопрос — имеет ли Армения внекратический, то есть, вневластный ресурс, что позволит ей значиться в числе мини-игроков в международном раскладе сил? Несомненно, такой ресурс есть, иначе давно бы не существовало многих других государств.
НАТО переживает довольно длительный период реформирования и переосмысления своей роли и миссии в мире, перед НАТО встал вопрос создания новой геополитики, потому что прежние схемы не работают. Черное море и Южный Кавказ, которые сейчас рассматриваются как оборонительные факторы в этой геополитике, вскоре будут рассматриваться как активные очаги, вернее, арены для развертывания военно-политического присутствия НАТО. Без фактора Черного моря и Южного Кавказа становятся бессмысленными планы в Восточной Европе и Центральной Азии, и отчасти, на Ближнем Востоке.
Вскоре Северный Кавказ станет неуправляем со стороны России, так, как она это представляет себе. Поэтому на смену России в этом регионе должны прийти какие-то иные силы. Аналогичные процессы происходят в Турции, которая фрагментируется все больше. Уже сейчас на смену задачи изоляции Турции и России приходит задача управляемой фрагментации этих стран. Конечно же, НАТО нужны партнеры, и пока НАТО не совсем отчетливо понимает, как поступать с данными новыми партнерами.
Сейчас Россия чрезвычайно подробно интересуется таким явлением, как «Исламское государство Ирака и Леванта», которое часто называют Халифатом. Это явление интересует Россию двояким образом — как возможный враг на Южном направлении и как пугало для многих стран на Юге.
Нет никаких сомнений, что Россия не жалеет средств для выяснения сложившейся ситуации, и службы разведки России играют в свои игры, выясняя то, чем можно запугать политическое руководство страны. «Халифат» может стать важнейшим инструментарием в руках русских для организации масштабного шантажа на Кавказе и в Центральной Азии.
Россия, поставляющая вооружения Сирии, оказалась в двояком положении, так как первичная постановка вопроса, то есть, «Халифат» — сценарий и проект США — оказался провальным и выглядит весьма двусмысленно. Сейчас интересы США стали потребителем российских вооружений, которые используются против «Халифата», о чем столь тщетно рассуждали некоторые армянские эксперты.
Проблема в том, что «Халифат» скоро будет разгромлен, так как бывшие и настоящие партнеры США, выступающие в роли проектантов и заинтересованных сторон в части «Халифата», поняли, что этот проект рано или поздно станет действовать против них — Турции и Саудовской Аравии. Эта завязка скоро будет разгромлена, вернее, развязана, и люди из различных стран вернутся на свои места.
Русские пытаются всячески продемонстрировать Армении, что у нее зарождается новая угроза в лице «Халифата», но Армения уже в какой-то мере отреагировала на это явление и отправила небольшой контингент в Ливан. Не нужно забывать, что, в отличие от нынешней Армении, «Халифат» так и не стал государством, а он всего лишь, движение, хотя и транснациональное.
Армяне сами привлекают угрозы и пытаются запугивать сами себя и друг друга. Главная угроза — это не «Халифат», а российская военная база в Гюмри, и это уже не такое уж невероятное будущее.
На протяжении многих лет НАТО избегала принимать участие в военных операциях на Ближнем Востоке, и это давно стало традицией альянса. Теперь НАТО во всем своем формате принимает участие в борьбе против «Халифата», который возник вовсе и не против Западного сообщества, а против шиитов и, прежде всего, Ирана, Ирака и шиитских общин на Восточном побережье Средиземного моря.
Это новый мир, его возникновение осуществляется без России, и никто вовсе не заинтересован в каком-либо участии России, которой дают возможность предоставить разведданные, то есть, единственный ресурс, которым она сейчас обладает.
«Халифат» стал совершенно понятной угрозой для региона, и НАТО стала той силой, которая способна проявить наибольшее значение в разгроме этого явления на Ближнем Востоке.