В этом году главными героями церемонии стали бывшие узники лагеря, а ключевым пунктом мероприятия — их выступления. Организаторы торжественных мероприятий подчеркивают, что память о преступлениях, совершавшихся в лагере, и свидетельства их очевидцев особенно важны, так они служат предостережением, до каких границ может доходить человеческая жестокость, пишет Rzeczpospolita.
Описывая ход церемонии, Gazeta.pl, цитирует слова из речи краковского архиепископа кардинала Станислава Дивиша (Stanisław Dziwisz): «Необходимо взглянуть в лицо прошлому, свидетельствам и истории произошедшего. Необходимо искать исходящее из него послание на сегодняшний день и на будущее. Название Аушвиц или Аушвиц-Биркенау врезалось в сознание уже нескольких поколений как символ нагромождения зла, жестокого насилия, презрения к людям, в первую очередь евреям, но также к полякам и всем другим, кого сочли врагом Третьего рейха».
«Празднование 70-летней годовщины освобождения лагеря Аушвиц проходит в особой ситуации. В Европе, политическая культура которой после Второй мировой войны опиралась на постулате "никогда больше войны", вновь идет регулярная война. Друг с другом воюют внуки солдат Красной армии, которая 70 лет назад освобождала лагерь», — отмечает Gazeta Wyborcza. Хорошо, что организаторы торжественных мероприятий отказались от выступлений глав государств и правительств разных стран: это позволило избежать доминирования на них текущих политических споров. Между тем, присутствие в Освенциме президента Украины Петра Порошенко напомнило о том, что Красная армия была многонациональной, а украинцы тоже внесли свой вклад в освобождение Европы от фашизма, продолжает газета.
Годовщина освобождения Аушвица заставляет задуматься о преступлениях советского коммунистического режима, которые остаются в тени преступлений фашизма, указывает историк Мечислав Рыба (Mieczysław Ryba) в тексте для издания Polonia Christiana. «Сильное влияние еврейских кругов, ориентированных, в первую очередь, на сохранение памяти о жертвах Холокоста и осуждение гитлеровских преступников, приводит к тому, что про Аушвиц пишут, говорят, снимают фильмы. А за жертвами коммунизма не стоит никакой крупной политической силы, которая бы хотела охранять и увековечивать их память, а также разоблачить преступников», — пишет автор комментария.