По поводу передовой статьи «Черное и белое» (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 21 января): Для Райнхарда Везера (Reinhard Veser) роли четко распределены: с одной стороны — «хорошие» украинцы, с другой стороны — «плохие» русские, которые сначала поддерживали коррумпированный и авторитарный режим, а затем ни с того ни с сего начали войну, чтобы дестабилизировать соседнюю страну и помешать ее стремлению к демократии и свободе. Однако все не так просто: возможно, Виктор Янукович был коррумпированным и авторитарным президентом, однако он, тем не менее, в 2010 году был избран демократическим путем (после того, как предыдущее правительство оказалось совершенно недееспособным, поскольку в нем не было никакого согласия) и пользовался поддержкой во многих частях страны. Кроме того, утверждения о том, что он несет ответственность за смертоносные выстрелы в феврале 2014 года на Майдане, отнюдь не следует считать доказанными.
Вопрос о том, соответствует ли смещение с должности президента Януковича в феврале 2014 года украинской конституции, остается, по крайней мере, спорным. Однако бесспорно, судя по всему, то, что нынешний премьер-министр Яценюк имеет тесные связи с Соединенными Штатами и получает оттуда значительную логистическую поддержку. Одно из первых решений его правительства в марте 2014 года состояло в запрете использования русского языка как второго официального на значительной территории страны — эта мера, несомненно, была направлена против русскоговорящего населения юга и востока страны, и, как известно, она вызвала агрессивную реакцию России.
На этом фоне возникает вопрос: какие интересы преследует на Украине Запад и особенно Соединенные Штаты? Идет ли речь, действительно, только о поддержке этой страны на пути создания свободного, демократического и правового общества? Или здесь все же играют свою роль конкретные экономические интересы и планы, направленные в первую очередь против России, - планы, при реализации которых Украина служит лишь средством для достижения цели? Последнее не может служить оправданием российской агрессии, однако оно делает невозможным однозначное деление участников конфликта на «плохих» и «хороших». Важно не только отличать черное от белого, плохое поведение от хорошего и занимать ясную позицию, но и избегать поспешного деления людей на хороших и плохих.
Д-р Даниэль Отте, Кельн