Америка постепенно начинает осознавать ту опасность, которую представляет агрессивная мощь путинской России для будущего всей Европы. Этот процесс занял немало времени. Так, в 2009 году Барак Обама верил в возможность «работы с Москвой», несмотря на войну в Грузии. Даже после аннексии Крыма и тайно развязанной Кремлем войны на востоке Украины в 2014 году Белый дом не оставил надежд на то, что совокупности экономических санкций и переговоров будет достаточно для спокойного разрешения кризиса. Он недооценивал российскую угрозу, считал ее «региональной». Но времена изменились.
Партия в покер
После того, как захват сепаратистами донецкого аэропорта и их наступление на Мариуполь окончательно похоронили минский мирный процесс, в Белом доме осознали, что в обозримом будущем политического решения добиться уже не получится, и что Путин решил, не моргнув глазом, поднять ставки в покерной партии, которую он затеял, чтобы восстановить влияние на территории бывшей империи и создать раскол в Европе и Североатлантическом альянсе. Но как далеко он готов зайти? Этот вопрос сейчас не дает покоя американской администрации. Она понимает, что ее надежды на урегулирование кризиса путем сдерживающих экономических санкций наоборот сделали позицию Путина еще агрессивнее. В Москве и по всей Европе бушует направленное на дискредитацию Запада идеологическое противостояние.
Еще недавно в Вашингтоне считали, что российский вопрос окончательно исчез с экранов радаров, однако сегодня он вновь вызывает там сильнейшее беспокойство и глубокое замешательство. Америка решила активизироваться по некоторым направлениям. Так, правительство продолжит курс на усиление санкций, которые уже привели к обвалу курса рубля и российской экономики. Вашингтон усилил политическую работу в Европе, потому что приоритет для Обамы сейчас заключается в сохранении единого фронта. Берлин согласен с американской позицией насчет ужесточения политики по отношению к Москве, и Вашингтон направил все силы на привлечение Парижа. В прошлом Франция открыто говорила о возможности отмены санкций в случае достаточных уступок со стороны России по итогам встречи Франсуа Олланда и Владимира Путина в аэропорту Шереметьево. Однако позднее Париж вернулся к более жесткому курсу...
Усиление НАТО
Другая задача заключается в расширении присутствия НАТО в Восточной Европе (в частности путем формирования новых «командований» в шести восточноевропейских государствах), если России вдруг взбредет в голову испытать на прочность статью 5 североатлантического договора. Большую роль играет и укрепление Украины. В окружении Обамы считают, что в Киеве сейчас находится «самое компетентное и реформаторское правительство» с момента провозглашения независимости страны, и призывают в кратчайшие сроки выделить 15 миллиардов долларов на помощь Украине «в успешном завершении преобразований на подконтрольных ей 93% территории страны». В пятницу Джон Керри отправится в Киев, чтобы выразить эту поддержку.
Но предоставит ли он украинцам военную помощь, которой они так добиваются? Сложно сказать. В понедельник занимающийся этим вопросом Атлантический совет опубликовал отчет, который подготовили ряд выдающихся экспертов по внешнеполитической сфере. Эти специалисты открыто призывают оказать Украине военную поддержку на сумму в миллиард долларов. Однако в Белом доме все еще испытывают на этот счет серьезные сомнения из-за опасений возможной эскалации.
Проверка для Запада
Американская администрация беспокоится, что Путин (недавно он назвал украинскую армию «иностранным натовским легионом») может увидеть в этом объявление войны и поднять ставки, чтобы испытать «эскалацией» Запад. По словам близкого к американской разведке источника, Вашингтон перехватил сообщение одного российского генерала, который призывал нанести по Украине превентивный тактический ядерный удар в том случае, если та получит приглашение в НАТО. Американские спецслужбы не исключают возможности, что эта утечка была преднамеренным актом запугивания, однако она все равно отражает непредсказуемость России и ее готовность сделать все, чтобы «сохранить Украину». Американцы также серьезно опасаются развертывания в Крыму тактического ядерного оружия и «впечатляющей модернизации» российского атомного арсенала...
Путин «поднимает ставки, чтобы то, что еще недавно казалось неприемлемым, могло бы спокойно обсуждаться за столом переговоров», — уверен замглавы Атлантического совета Деймон Уилсон (Damon Wilson). Как отмечает стратег Уолтер Рассел Мид (Walter Russell Mead), российский лидер считает, что «присутствие Америки в Европе так слабо, что США не смогут вовремя или достаточно эффективно среагировать на попытки России изменить европейский порядок». «Мы можем доказать, что он ошибается, но тогда и нам нужно будет поднять ставки, — отмечает он. — Американскому руководству придется повернуться обратно к Европе».