Когда президент Барак Обама обнародовал 2 февраля свои бюджетные предложения, он дал американским ученым и инженерам луч надежды — который тем не менее может немного потускнеть, а то и вовсе погаснуть.
В плане Обамы на 2016 финансовый год с итоговой суммой четыре триллиона долларов предусматривается выделение 146 миллиардов долларов на научные исследования и разработки. Весьма солидное 6%-ное увеличение в бюджетном проекте, который почти равномерно поделен на военные и гражданские программы. Этим предложением президент пытается положить конец бюджетному аскетизму, действующему уже несколько лет. Оно стало первым залпом в обещающей стать затяжной войне с республиканским конгрессом за государственные расходы.
«По сути дела, проблема состоит в том, что этот бюджет мертворожденный», — говорит директор по связям с общественностью из Американского физического общества Майкл Лубелл (Michael Lubell).
Вместе с тем, он отмечает, что Обама все-таки может убедить законодателей снять ограничения по расходам, известные под названием «секвестирование», которые были введены в 2011 году. Конгресс согласился ослабить эти ограничения в 2014 и 2015 годах, однако достичь такой же договоренности на 2016 год будет сложнее. Республиканцы проявляют интерес к снятию лимитов на военные расходы и стремятся компенсировать увеличение затрат за счет финансовых сокращений на гражданские программы.
«Нам нужен реальный бюджет, который позволяет ответственно вкладывать средства в самые важные федеральные программы инфраструктуры, включая расходы на национальную оборону, и при этом не допускает критических издержек и не подталкивает страну к увеличению дефицита и долга», — отметил в своем заявлении председатель комитета палаты представителей по бюджетным ассигнованиям республиканец из Кентукки Хал Роджерс (Hal Rogers).
Между тем, президент продвигает свой бюджетный запрос, в котором весьма агрессивно излагаются его приоритеты на остаток президентского срока, заканчивающегося в январе 2017 года. Одна из главных обеспокоенностей — климатические изменения — ведь данный вопрос вызывает острые разногласия между Белым домом и конгрессом, где преобладают республиканцы. Межведомственная американская Программа исследования глобальных изменений в 2016 году получит 9%-ное увеличение финансирования, и ее смета составит 2,7 миллиарда долларов.
Климат и энергетика
Бюджет Агентства охраны окружающей среды США должен быть увеличен примерно на 6%, и в сумме он составит 8,6 миллиарда долларов, включая 769 миллионов на науку и технологии. Агентство должно получить 239 миллионов долларов на разработку правил и инициатив по климатическим изменениям и 25 миллионов долларов на оказание помощи государствам в соблюдении правил по выбросу парниковых газов с электростанций, которые планируется окончательно разработать в этом году. Бюджетом также предусмотрено создание фонда на четыре миллиарда долларов, который будет оказывать помощь государствам, желающим еще больше сократить выбросы в своем энергетическом секторе.
Республиканцы уже пообещали устроить охоту на бюджет Агентства охраны окружающей среды, стремясь не допустить новых регулирующих норм ведомства по климату. «Это просто гигантский пресс-релиз, — говорит лоббист из вашингтонской фирмы Bracewell & Giuliani Фрэнк Майсано (Frank Maisano), представляющий интересы клиентов из энергетической отрасли. — Это лишь первый шаг в очень долгой дискуссии, которая будет идти в следующем году».
В плане Белого дома также подчеркивается упор администрации Обамы на чистую энергетику. Финансирование программ министерства энергетики по технологиям чистой энергетики и энергоэффективности должно увеличиться на 800 с лишним миллионов долларов, составив 2,7 миллиарда. Резко вырастут ассигнования на экологически чистый транспорт, строительные технологии и передовое производство.
Исследовательское подразделение министерства энергетики Агентство передовых исследований и проектов в энергетике, ведущее многообещающие работы с высокой долей риска, должно получить 235 миллионов долларов, увеличив свой бюджет на 45 миллионов по сравнению с 2015 годом. В бюджет ведомства также включено 560 миллионов долларов на исследования энергии из ископаемых видов топлива, куда входит работа по улавливанию и хранению углеродных выбросов, и 908 миллионов долларов на исследования атомной энергии.
В целом финансирование на науку в рамках министерства энергетики планируется увеличить более чем на 5% до 5,3 миллиарда долларов, причем большая часть увеличения пойдет на фундаментальные научные исследования и на перспективные компьютерные системы. Бюджетом предусмотрена отбраковка программы энергии ядерного синтеза и прекращение финансирования проекта международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР, который отстает от графика и превышает выделенные на него ассигнования. Финансирование может возобновиться только после того, как будут проведены реформы в управлении.
Космическая наука и наука о Земле
Бюджет НАСА намечено увеличить на 500 миллионов долларов до 18,5 миллиарда. Ассигнования на науку в нем останутся без изменений в размере 5,3 миллиарда долларов. Программа науки о Земле в этом случае получит мощный толчок к развитию, увеличившись примерно на 10% до 1,9 миллиарда долларов. Часть этих денег пойдет на финансирование нового зонда Landsat-9 из целой серии спутников Landsat, которые с 1972 года следят за использованием земли на нашей планете и за изменениями в ее покрове. НАСА также возьмет на себя управление климатическими спутниками, которыми сегодня распоряжается Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы.
Белый дом в своем плане предусматривает выделение 1,36 миллиарда долларов на науку о планетах, что примерно на 5% ниже ассигнований предшествующего года. Сюда входят средства на поимку и изучение маленького астероида за счет его увода на лунную орбиту. НАСА также запросила 30 миллионов долларов на начало официального планирования полета на спутник Юпитера Европу. Полет на планету с ледяной коркой, под которой скрывается океан, где может находиться жизнь, никогда не пользовался особой поддержкой в Белом доме, хотя конгресс этот замысел поддерживает активнее, выделив в прошлом году на его осуществление 100 миллионов долларов.
«Увеличение бюджета на земные исследования вкупе с сокращением ассигнований на планетоведение положило начало длительным дебатам администрации с конгрессом», — говорит аналитик космических программ и учредитель сайта SpacePolicyOnline.com Марсия Смит (Marcia Smith).
Запрос НАСА предусматривает увеличение финансирования Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA) с 70 миллионов долларов в 2015 году до 85 миллионов в 2016-м. Белый дом в прошлом году хотел вообще прекратить финансирование данной программы, но ее сторонники в конгрессе не дали поставить на прикол самолет-обсерваторию Боинг-747 со специальным оборудованием.
НАСА добивается прекращения в 2016 году финансирования двух длительных космических программ. Первая — марсоход Opportunity, который работает на Красной планете с 2004 года, а вторая — «Лунный орбитальный разведчик», с 2009 года проводящий картографическую съемку Луны. Финансовый директор НАСА Дэвид Радзановски (David Radzanowski) говорит, что его агентство летом решит, продолжать или нет работу состарившегося марсохода Opportunity, однако нет никаких гарантий, что НАСА сможет выделить на это средства.
Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы должно получить чуть меньше шести миллиардов долларов, и это больше его 5,4-миллиардного бюджета на 2015 год. Более трети из средств его бюджета, или 2,4 миллиарда долларов, планируется потратить на погодные и климатические спутники, в том числе, 380 миллионов долларов на подготовку полета с целью недопущения пробела в данных в рамках программы полета спутников на полярной орбите.
Обама в своем плане снова выдвинул не прошедшее в 2012 году предложение передать Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы из подчинения сосредоточенного на коммерции министерства торговли в ведение министерства внутренних дел. Между этими ведомствами есть немало общего: МВД проводит исследования окружающей среды и климата, осуществляет контроль над некоторыми рыбными промыслами и над буровыми работами в океане по добыче нефти и газа. Но передать Национальное управление по исследованию океанов и атмосферы в состав МВД будет непросто — даже администрации Обамы. «Мы не выступаем за переподчинение управления по исследованию океанов и атмосферы», — заявила 2 февраля репортерам министр внутренних дел Салли Джуэлл (Sally Jewell).
У Геологической службы США бюджет по сравнению с 2015 годом должен увеличиться на 14%, причем она может получить дополнительно 37,8 миллиона долларов на разработку данных и инструментов для организации землепользования, а также 32 миллиона на науку в целях разработки методов устойчивости к изменению климата и адаптации.
Биомедицинские исследования
Впервые за много лет Национальные институты здравоохранения могут получить солидную финансовую прибавку на один миллиард долларов к бюджету 2015 года (30,3 миллиарда долларов).
«Это радует, — говорит исполнительный директор Американского общества цитобиологии из Бетесды, штат Мэриленд, Стефано Бертуцци (Stefano Bertuzzi). — Судя по всему, мы возвращаемся туда, где были до секвестра».
Белый дом в последние месяцы проявляет особую активность в создании программ биомедицинских исследований. Он запросил 215 миллионов долларов на новую Инициативу высокоточной медицины, в рамках которой будет создаваться единая база данных по состоянию здоровья и генетике как минимум одного миллиона добровольцев, чтобы можно было проводить их лечение в точном соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. К облегчению многих ученых, которых тревожили вопросы финансирования, средства на эту программу будут выделяться не из бюджетов действующих исследовательских программ, осуществляемых Национальными институтами здравоохранения.
Бюджетное предложение Обамы также предусматривает выделение средств на выполнение октябрьского президентского указа, которым межведомственной рабочей группе было поручено разработать национальную стратегию борьбы с устойчивыми к антибиотикам бактериями. В бюджетном запросе на 2016 год предусматривается удвоение расходов американского правительства на такие программы с доведением ассигнований до 1,2 миллиарда долларов. 461 миллион из суммы будет выделен Национальным институтам здравоохранения, чтобы они могли осуществлять такие проекты как создание новых противомикробных препаратов и проводить фундаментальные исследования процессов развития сопротивляемости. 192 миллиона должно получить Управление по координации передовых биомедицинских исследований и разработок (BARDA) на разработку и накопление запасов таких препаратов, а еще 280 миллионов планируется потратить на деятельность Центра по контролю и профилактике заболеваний.
Свои выгоды от этого бюджетного плана получат и действующие программы Национальных институтов здравоохранения. Их доля ассигнований на Инициативу инновационных технологий по исследованию мозга (BRAIN) увеличится в два с лишним раза — с 64 миллионов долларов в 2015 финансовом году до 135 миллионов в следующем.
Бюджетный запрос Национальных институтов здравоохранения по-прежнему преследует призрак Национальной программы детских исследований, на которую было выделено в совокупности 1,2 миллиарда долларов, после чего институты в декабре 2014 года отменили ее. В бюджетном плане на 2016 год предусмотрено выделение еще 165 миллионов долларов на проведение сопутствующих исследований влияния окружающей среды на здоровье детей. Поскольку программу отменили совсем недавно, времени для удаления этих средств из бюджетного запроса не было, говорит директор Национальных институтов здравоохранения Фрэнсис Коллинз (Francis Collins). В настоящее время это ведомство думает о том, что делать со 165 миллионами долларов, выделенными на детские исследования в 2015 финансовом году.
Эпидемия Эболы в Западной Африке идет на убыль, однако американские Центры по контролю и профилактике заболеваний получат дополнительно 294 миллиона долларов на исследования новых природно-очаговых инфекционных болезней, и общая сумма ассигнований на эту работу составит 699 миллионов долларов. Центры по контролю и профилактике заболеваний также получат прибавку в сумме 12 миллионов долларов на Программу всемирной охраны здоровья и безопасности, в рамках которой будет оказываться помощь развивающимся странам в совершенствовании методов обнаружения будущих вспышек заболеваний, таких как Эбола, чтобы не дать им выйти из-под контроля.
Президент в своем плане бюджета также предложил объединить отделения по продовольственной безопасности Управления по контролю за продуктами и лекарствами и министерства сельского хозяйства в новое ведомство под эгидой министерства здравоохранения и социального обеспечения. Заместитель министра здравоохранения по финансам Эллен Марри (Ellen Murray) заявила, что ее министерство пока не разработало подробных деталей, касающихся работы этого предложенного к созданию ведомства.
От бюджетного запроса могут получить большие преимущества исследования в области сельского хозяйства, финансирование которых может увеличиться на 18% по сравнению с 2015 годом. Значительную часть из увеличения в сумме 450 миллионов долларов планируется потратить на Инициативу сельскохозяйственных и продовольственных исследований. Эти деньги пойдут на научные гранты в таких областях как качество воды, биоэнергетика, продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство.
Естественные науки
Бюджет Национального научного фонда планируется увеличить до 7,72 миллиарда долларов, что на 5,2% больше, чем в 2015 году. «Это весьма солидная сумма для сохранения здоровой научно-исследовательской среды», — говорит аналитик по законодательным вопросам Меган Макгейб (Meghan McCabe), работающая в Федерации американских обществ экспериментальной биологии в Бетесде. Заложенные в бюджетный запрос цифры на эти цели намного превосходят скромное увеличение в 1% по сравнению с 2014 годом. Особо следует отметить ряд новых и продолжающихся инициатив в сфере междисциплинарных научных исследований. В рамках Инициативы инновационных технологий по исследованию мозга BRAIN Национальный научный фонд запросил 143,93 миллиона долларов на финансирование своей части данного проекта, которая носит название «Понимание мозга». Это на 35,2% больше по сравнению с тем, что было выделено на 2015 год. Еще три приоритетные инициативы направлены на стимулирование междисциплинарных исследований продовольственных, водных и энергетических систем, планирования в предотвращении последствий от стихийных бедствий, а также на расширение исследований в области регулирования использования энергии и ее сбережения.
Ассигнования на новые объекты остались без изменений. На 2016 год, как и на 2015-й, Национальный научный фонд не стал запрашивать средства для нового строительства. Фонд продолжит финансировать три осуществляемых в настоящее время строительных проекта: солнечный телескоп им. Дэниела Инуйе, большой обзорный телескоп LSST и сеть национальных экологических обсерваторий NEON. Но фонд планирует разработать ряд новых проектов на будущее, когда в 2017 финансовом году будет завершено строительство NEON. Исследования и планирование этих будущих проектов нашли отражение в разделе Национального научного фонда по строительству. Этот бюджет слегка уменьшился с 200,76 миллиона долларов за 2015 год до 200,31 миллиона в 2016 финансовом году, однако в нем заложено на 50% больше средств на разработку концепций и планирование.
Другим важным приоритетом для президента стали научные исследования и разработки, нацеленные на инновации, в частности, в области обороны, нанотехнологий, робототехники и производства. Управление перспективного планирования оборонных научно-исследовательских работ США DARPA, отвечающее за самые смелые проекты с государственным финансированием, получит бюджетное увеличение в сумме 100 миллионов долларов, и его смета составит три миллиарда долларов. Полтора миллиарда долларов планируется потратить на работы, связанные с нанотехнологиями, которые будут осуществляться в рамках Национальной инициативы по нанотехнологиям. Президент также постарается расширить национальную сеть институтов инновационного производства, на чем он настаивал и в предыдущих бюджетах.