Среди 28 стран Евросоюза существуют разные подходы к выстраиванию отношений с большим восточным соседом, и каждая европейская дискуссия о потенциальных санкциях завершается компромиссом, который на 100% не удовлетворяет никого. Ситуация усложнилась в связи с вызывавшими обеспокоенность сигналами, которые поступали накануне заседания Совета ЕС из Афин, где победу на парламентских выборах одержали партии, демонстрирующие симпатии в отношении Москвы. Между тем Европе удалось сохранить солидарность и продлить действие индивидуальных санкций против «лиц и компаний, несущих ответственность за аннексию Крыма и дестабилизацию ситуации в Восточной Украине», — сообщает Rzeczpospolita (30.01.).
Европейский Союз отказался от недавних разговоров о смягчении санкций против РФ, но этого уже недостаточно: несмотря на сложное экономическое положение, Россия не склонна вступать в серьезные переговоры по окончанию боевых действий на Украине, — пишет Gazeta Wyborcza (31.01). Америка и Европа опасаются «дистанционной войны» с Москвой, однако им уже пора задуматься о поставках украинцам хотя бы ненаступательных вооружений, иначе в случае окончательного краха украинского государства их расходы на оборону могут оказаться гораздо выше, предупреждает публицист газеты.
Сохранять единство в рамках ЕС, некоторым членам которого украинские события кажутся отдаленной локальной войной, непросто, однако если Европа откажется от санкций, это будет означать, что она признала свое поражение и, следовательно, победу России, — говорит аналитик Чвек-Карпович (Jarosław Ćwiek Karpowicz) в интервью Wirtualna Polska (3.02).
Эксперт полагает, что мирные пути решения украинского конфликта еще не исчерпаны, а военная помощь Украине со стороны Европы или США возымеет обратный эффект: интенсификация военных действий с украинской стороны приведет к эскалации ситуации, что даст России повод «для еще большей военной активности». Собеседник портала предлагает «отрезать российскую экономику от глобальной финансовой системы» и занять выжидательную позицию: «Кремль пойдет на компромисс, когда цена ведения войны в Донбассе станет слишком высокой. Речь как об экономической, так и о человеческой цене».
Санкции можно будет отменить лишь тогда, когда Россия и ополченцы проявят готовность соблюдать Минские соглашения: то есть вывести с Восточной Украины тяжелую технику, а также остановить переброску вооружений и российских военных через украинскую границу, — подчеркивает советник Барака Обамы по европейским делам Чарльз Купчан (Charles Kupchan, Forsal.pl, 29.01). «К сожалению, до сих пор мы этого не наблюдаем. Cанкции должны сохраняться, по меньшей мере, до того момента, пока ситуация не изменится. Вашингтон будет стремиться к тому, чтобы санкции, принятые в марте, июле и сентябре, были продлены. (…) Мы не считаем, что кризис можно урегулировать военными средствами, поэтому необходимо добиваться политических целей: перемирия, вывода войск», — указывает он.
В свою очередь, бывший советник президента Польши Леха Качиньского (Lech Kaczyński) Марек Чихоцкий (Marek Cichocki) в беседе с газетой Polska (1.02) высказывает мнение, что ужесточение санкций против России не приведет к нормализации ситуации на Украине. Путин запустил опасный процесс, который будет сложно остановить: он хочет не только взять под контроль все постсоветское пространство, но и изменить геополитическую позицию РФ по отношению к Европе, Китаю и США. И он не откажется от своих планов, полагает аналитик, делая оговорку: «возможно, в окружении Путина есть люди, которые считают такую политику опасной для себя самих и для России, и поэтому полагают, что его нужно остановить, даже если он сам не может этого сделать».
Сложно не признать, что противники санкций в чем-то правы: даже если российская экономика от них пострадала, то поддержка, оказываемая Москвой донбасским сепаратистам, не только не ослабела, но даже усилилась, отмечает Polityka (29.01). Украина осознает, что она не способна одержать победу в военном столкновении с Россией, и поэтому продолжает рассчитывать на новые переговоры и консультации с руководством самопровозглашенных республик, однако дипломатические усилия могут не увенчаться успехом. «Европе давно не приходилось решать таких проблем. Она давно не была такой беспомощной. И это не упрек, а констатация факта», — с сожалением отмечает публицистка еженедельника.
Проблема Европы состоит в том, что в ней нет истинного лидера уровня Тэтчер или Рейгана, которые смогли бы разговаривать с Россией не языком вежливых просьб, а с позиции силы, объясняет эксперт варшавского Института им. Собеского Анджей Мачеевский (Andrzej Maciejewski) в интервью Nasz Dziennik (31.01). Москва считает ЕС несерьезным и слабо сплоченным образованием: с одной стороны все говорят о солидарности, а с другой, пытаются самостоятельно улаживать с Россией свои дела, — говорит он.
Если бы Запад «начал действовать в отношении России на основе взаимности, Путин не смог бы позволить себе так много. Почему ответом на этих "зеленых человечков" не стала "синяя армия"? Раз Путин мог цинично говорить, что это люди, приехавшие на Украину в отпуск, почему Запад не играл теми же картами?» — недоумевает политолог.
Российский президент намерен уничтожить Украину, невзирая на цену, которую ему придется за это заплатить, его интересуют не мирные переговоры, а капитуляция Киева. Сейчас Россия только тянет время, чтобы поставить достаточное подкрепление донбасским сепаратистам или даже подготовить вторжение на Украину регулярной российской армии с поддержкой авиации, убежден журналист Gazeta Wyborcza (4.02). Запад должен оказать украинцам военную поддержку: они «могут добиться успеха, если получат помощь, которая умножит расходы России на военную интервенцию. Сила — это единственный аргумент, который понимает Путин», — заключает он.
На страницах Gazeta Wyborcza (30.01) развернулось обсуждение предстоящего празднования 70-летия со дня окончания Второй мировой войны.
С одной стороны, западным лидерам не следует ехать 9 мая в Москву и выслушивать от российского руководства, что «Россия, как когда-то практически в одиночку спасла мир от Гитлера, так и сейчас защищает цивилизацию от фашизма, процветающего на Украине и плодящегося в Европе».
С другой, следует учесть значение этого праздника для россиян: европейцы должны обратиться к ним напрямую, объяснив, что они помнят о подвигах и заслугах их дедов, — подчеркивает московский корреспондент издания. Президент Польши Бронислав Коморовский (Bronisław Komorowski) мог бы во время запланированных им торжественных мероприятий на Вестерплатте вспомнить о красноармейцах, проливавших кровь в борьбе с фашизмом, а одновременно осудить сталинский режим, предлагает он.
Автор следующего комментария в Gazeta Wyborcza (3.02) призывает европейских лидеров отказаться от поездки на парад в Москву и отправиться на военные кладбища, чтобы почтить память советских солдат, «которые отдали жизнь в трагической борьбе с одним режимом по приказу другого», и которых «система Путина, как до него советские генсеки, использует в пропагандистских целях для укрепления своей власти». Споры вокруг интерпретации истории следует отложить для другого случая, а 9 мая поляки, россияне, украинцы, немцы и все остальные европейцы должны вместе сказать: «Никогда больше войн!» — пишет публицист, делая ремарку, что это «послание уже давно не несло в себе столько угрожающей актуальности».
Серьезные польские политики и сознательные политические силы не оспаривают решающей роли СССР и Красной армии в победе над фашизмом. Однако не стоит забывать, что в рядах советских вооруженных сил сражались люди разных национальностей, а одной из крупных союзнических сил советского государства были две армии Войска польского, воевавшие плечом к плечу с красноармейцами, развивает тему другой комментатор Gazeta Wyborcza (3.02).
Однако в контексте современных реалий и обострившихся исторических баталий о том, какая страна имеет моральное право праздновать победу во Второй мировой войне, присутствие представителей Польши на московском параде неприемлемо. «Пусть по Москве маршируют железные полки, которые потом тайно, уже без нашивок, окажутся на Украине, чтобы убивать там украинцев и обстреливать беззащитные города. Если россияне действительно хотят этим гордиться, их дело», — подводит итог автор публикации.