НАТО находится на очередном этапе попыток проникновения в Центральные регионы Евразии, при этом одной из целей является окружение России «поясами» своих партнеров. Именно такое восприятие развертывания НАТО имеет место в России, которая воспринимает инициативы НАТО по партнерству таким образом.
Даже умеренные критики и комментаторы политики НАТО в России сейчас воспринимают вовлечение стран Евразии в число партнеров как антироссийскую политику. В России невозможно убедить никого, что проникновение НАТО на Кавказ не является враждебным для российских интересов.
Политика Армении по сближению с НАТО будет восприниматься весьма враждебно по отношению к России, и потребуется немало усилий, чтобы обосновать позицию Армении с точки зрения безопасности России и других участников ОДКБ.
Вместе с тем, в России рассматривают ОДКБ как военный блок с ограниченными возможностями, который обладает «оборонной ментальностью», что связано с нынешним состоянием России и других стран.
Армения пытается расширить свои международные возможности, заручиться поддержкой НАТО и США по проблемам своей безопасности. В Москве достаточно хорошо понимают цели Армении и воспринимают это различным образом.
Политической задачей Армении в отношении России является начать процесс взаимных консультаций по поводу сотрудничества и выстраивания политики ОДКБ в отношении НАТО. Но, как считают, Россию беспокоит не только приближение Армении и других государств к НАТО, но и к Европейскому Союзу.
Именно Европейский Союз с его мощным экономическим потенциалом мог бы подорвать намерения России создать Евразийский Союз, на что делается ставка нынешним российским руководством.
Армении предстоит убедить Россию в том, что ее сближение с Евроатлантическим сообществом станет фактором усиления позиций ОДКБ и самой России. Для этого нужен набор аргументов и тонкая дипломатическая работа. По мнению одного из экспертов, главным аргументом Армении станут не логические рассуждения, а практическая политическая деятельность.
В Москве всегда понимали, что рано или поздно придется принимать решения по Грузии, но, при этом, не было разработано никаких подходов для решения существующей проблемы развертывания влияния России на Кавказе и, вместе с тем, урегулирования отношений с Грузией. То, что произошло в Грузии, в какой-то мере было поддержано Россией, особенно, на этапах подготовки «переворота», но это не означает, что Россия держала в руках «нити» этого «переворота».
Россия не имеет однозначных отношений с основными участниками команды Бидзины Иванишвили, в которой участвуют политики с давнишними антироссийскими настроениями. Проблема еще и в том, что Россия сама не готова входить в переговоры с Грузией, принимая во внимание отсутствие подходов и понимания, каковы цели и политические ресурсы формирующегося нового политического режима.
Все еще не понятны судьбы Михаила Саакашвили и его соратников, хотя в отношении них Россия пытается одобрить самые жесткие меры. Конечно, Россия хотела бы убедиться в том, что команда Саакашвили будет полностью устранена с политической арены, или, во всяком случае, устранен сам Саакашвили.
Без этого обстоятельства было бы трудно принимать решения. Вместе с тем, Россия не может позволить себе «отзыв» признания независимости Абхазии и Южной Осетии, но каким образом без этого шага вести с Грузией широкие политические переговоры?
В связи с этими обстоятельствами Россия пытается не торопиться, выждать и получить более внятные инициативы со стороны Грузии. Россия, несомненно, весьма заинтересована в деблокировании железнодорожного сообщения в абхазском направлении, но не может опережать события и хотела бы подойти к рассмотрению этого вопроса без каких-либо условий и требований со стороны Грузии.
Вместе с тем, Грузия сама также заинтересована в открытии дороги и не хотела бы оказаться в роли «просителя». В связи с этой ситуацией Россия советует Абхазии демонстрировать свою озабоченность и опасения для создания выгодной для себя стартовой позиции начала контактов и переговоров.
Попытки Армении предпринять инициативы вызовут неодобрение России, так как это внесет в ситуацию дополнительный фактор, который может быть использован Грузией. Ранее Грузия пыталась приступить к переговорам по поводу деблокирования сообщения, и при этом намеревалась воспользоваться фактором и интересами Армении, и Россия это очень хорошо понимает.
Можно быть оптимистично настроенными в отношении открытия сообщения в абхазском направлении, во всяком случае, эксперт считает, что Грузия согласится на переговоры без иных условий, надеясь на усиление своего присутствия в Абхазии и получение дополнительных доходов от эксплуатации дороги. Но это все в формате вовсе не русской, а западной политики, а значит, будет не скоро.
В НАТО и вообще в западном сообществе рассматривали ОДКБ не как военно-политический блок, а как абсолютно российскую военную организацию, подчиненную России, где другие участники не имеют никакого права голоса. На Западе всегда заявляли, что желали бы сотрудничать с ОДКБ, если б не только Россия, но и другие участники этого объединения могли выражать свои интересы и выстраивать свои отношения с Западом, прежде всего, с НАТО, независимым образом.
НАТО ожидало инициатив от данных членов ОДКБ, но так и не дождалось ничего, кроме выражения интересов России. Западу было незачем одобрять российскую экспансию и гегемонию. Запад не видит каких-либо признаков суверенного поведения данных стран в политической и военной сфере.
Россия желала представлять себя как государство, выражающее интересы всех участников ОДКБ, и тем самым укрепить свое положение. Это явилось важным обстоятельством в блокировании России, и другие государства успели убедиться, что они не могут считаться полноценными новыми партнерами НАТО.
Пребывание Армении в ОДКБ стало результатом высокой зависимости от России, невозможности получения вооружений от стран-членов НАТО полноценным образом. Даже незначительный вооруженный конфликт покажет, что Армения не смогла обеспечить свою обороноспособность в должной мере. В отношении Армении Россия добилась своего, практически, заблокировав ее в сфере международных отношений и военного сотрудничества.
Данные отношения обусловили начало новой «холодной войны» и вовлечение России в гонку вооружений, то есть то, с чем справиться она не в состоянии. Поэтому Россия станет весьма опасной и очень провокационной.
Россия — это главная угроза в Восточной Европе, и чем ближе к России различные государства, тем опаснее для них Россия. Глупость и циничность российского руководства не знает пределов, и она, так или иначе, будет рассматриваться как угроза ее партнерам.
Реальное сотрудничество России с НАТО продемонстрирует тщетность российский стратегической доктрины, а на западном направлении образуется вакуум, от которого Россия не сумеет избавиться.
Россия могла бы играть весьма значительную роль как партнер НАТО, но это привело бы к устранению нынешнего правящего режима и его базовых основ. Нынешнее политическое руководство будет устранено.
Удивительно, что отрицая место Украины в орбите НАТО, Россия пытается создать тесные условия сотрудничества с Турцией, которая многие десятилетия пребывает в НАТО. Скорее, в России сейчас воспринимают НАТО не как реального противника, а как некий символ, без которого невозможно далее продолжать этот блеф под названием внешняя политика.