Уже не имеет значения, будет ли Биньямин Нетаньяху упорствовать ради поездки в Конгресс или в конце концов уступит и останется дома. Трюк, к которому прибег посол Израиля в США Рон Дермер (דרמר רון) (с ведома и согласия своего босса, главы правительства) в интригах против Белого дома и Демократической партии, причинил столько вреда, что, даже если премьер-министр объявит, что отменяет выступление в Вашингтоне, ущерб исправить он уже не сможет.
«Необходим поистине великий талант, чтобы изначально превратить еще только планируемое событие в такой грандиозный политический скандал», — заявил бывший лидер одной из крупных еврейских организаций США. — «Я понимаю, почему американская администрация еще не объявила израильского посла персоной нон грата. Белый дом рад видеть, как ненавистный дипломат запутался в собственных силках. А вот почему израильское министерство иностранных дел его до сих пор не отозвало, я понять не могу».
Выступление Биньямина Нетаньяху, состоится оно или нет, уже спровоцировало цунами, которое остановить нельзя, и нанесло сильный удар по отношениям Израиля с еврейской общиной США. Большая статья, опубликованная в религиозном приложении газеты «Нью-Йорк Таймс», утверждала, что спор вокруг противоречивого плана израильского лидера выступить в Конгрессе значительно ускорил процесс отдаления Израиля от американских евреев.
На данный момент только один лидер американской еврейской общины, Авраам Фоксман (Abraham Foxman), глава Антидиффамационной лиги, одной из самых влиятельных организаций, открыто высказался против приезда Нетаньяху. Еврейские лидеры, поддерживающие республиканцев, ожидаемо поддержали планируемую речь израильского премьера, но этим только подчеркнули тот факт, что на самом деле лишь одна партия в Конгрессе хочет его видеть. Они также тем самым напомнили, что представляют лишь меньшинство еврейской общины, 80% которой голосовали за Барака Обаму в 2008 и 2012 годах.
Нежелание еврейских лидеров открыто высказываться на тему визита Биньямина Нетаньяху отражает их тяжелые чувства относительно дилеммы, с которой они не сталкивались очень давно — двойная лояльность. Поддержав выступление Нетаньяху, они признаются в лояльности израильскому лидеру, осудив — в преданности президенту США. Они не простят Нетаньяху того, что он поставил их перед этим выбором.
Более того, шансов повлиять на политику Белого дома и на его стремление заключить компромиссное соглашение с Ираном у Нетаньяху почти нет. Своей речью он даже не сможет повысить уровень обсуждения иранской ядерной программы в США.
Какой бы яркой и агрессивной ни была речь Нетаньяху, он не сможет поднять «угрозу ядерного Ирана» на один уровень с дискуссией в США по поводу обязательности прививок от кори, к примеру. Многие американские политические деятели, включая претендентов на звание кандидата в президенты на выборах 2016 года, недавно весьма решительно высказывались на тему прививок. Никто из них никогда не говорил в таком же тоне об Иране.
Это вовсе не из-за пренебрежительного отношения к условиям обсуждаемого компромиссного соглашения с Тегераном. Конгрессмены будут очень внимательно и с большим уважением слушать выступление главы правительства Израиля на эту тему. Но, будучи опытными политиками, они знают, что их избирателя иранская ядерная программа не беспокоит. Приоритетным направлением внешней политики США сегодня стала конфронтация с Россией и война на Украине. Вдобавок, президент Обама хочет попросить Конгресс разрешить отправку на Ближний Восток сухопутных войск для борьбы с ИГИЛ. Вряд ли Нетаньяху и его страхи приближаются к этим проблемам в списке американских приоритетов.