Стоит ли воспринимать всерьез слухи о том, что эксперты Пентагона выявили у Владимира Путина признаки синдрома Аспергера? Разумеется, нет. Тем не менее распространение в СМИ (в том числе и AFP) этой конфузной с дипломатической и научной точек зрения новости позволяет нам поставить диагноз тем, кто верит подобным сплетням и сам распускает их.
Любой эксперт по аутизму скажет вам, что вне зависимости от синдрома подверженные этому расстройству люди всегда избегают посторонних взглядов и любой, особенно эмоциональной конфронтации… Однако, как утверждают все видевшие президента Российской Федерации люди, к нему это совершенно не относится. Кроме того, глава государства не может стоять на верху исполнительной власти без умения быстро переключаться на другие вопросы и интересы, тогда как аутистам подобные умственные способности явно не свойственны. Офицер разведки (Путин официально дослужился до подполковника КГБ) должен предвидеть и справляться с любыми сложными эмоциями в отношениях с коллегами, замечать любые нервные расстройства и обращать внимание на самые неприметные сигналы, но это почти недостижимо для подверженных синдрому Аспергера.
Наконец, прекрасное владение языком тела прослеживается во всех выступлениях Владимира Путина, а эта черта идет вразрез с диагнозом Аспергера, если верить пособиям по умственным расстройствам.
Пропаганда
Новость об аутизме Путина нельзя рассматривать отдельно от нынешней обстановки в геополитике: противостояние на Украине, напряженность в отношениях Франции и России в связи с поставкой вертолетоносцев «Мистраль», тревожные заявления Франсуа Олланда о возможности вооруженного конфликта в Восточной Европе и ситуация финансовой войны с сильнейшей девальвацией рубля при том, что рост ВВП был главным залогом популярности тандема Путин-Медведев в России.
Стоит вспомнить, как во время бойни в Сетифе сепаратистов окрестили нацистами, или как во время Первой мировой войны немецкие снаряды объявили совершенно безобидными. «Их тяжелая артиллерия похожа на них, это просто блеф. Их снаряды абсолютно неэффективны… а все взрывы… оставят только синяки», — утверждал le Petit Parisien 22 августа 1914 года. Сегодня мы (либо со времен обстрела китайского посольства во время войны в Югославии, либо после двойного вето России и Китая на вмешательство в Сирии) оказались в ситуации холодной войны 2.0. В этой войне противостоят друг другу Шанхайская организация сотрудничества с одной стороны и ОЭСР с другой. Два блока, две картины мира и две пропаганды.
Как сказал мне один журналист, «это не Агентство Франс-Пресс, а Франс-Пропаганда. Если бы я работал в AFP, то уволился бы и потребовал компенсацию».
Идрис Аберкан, преподаватель геополитики и экономики