В результате напряженных мирных переговоров в Минске на востоке Украины вступает в силу перемирие, и, разумеется, это очень хорошо, что, наконец, возникла пауза в кровопролитиях, в результате которых погибли уже несколько тысяч человек и миллионы лишились своего жилья.
Однако нет никаких сомнений в том, что основная проблема так и осталась нерешенной и что Минское соглашение — это всего лишь шаг на пути к деэскалации противостояния, имеющего все шансы перерасти в гораздо более масштабный международный вооруженный конфликт, поскольку США уже рассматривают возможность предоставления украинской армии летального оружия.
Инициатива снова перешла в руки местных политиков, которым необходимо найти общий язык с сепаратистами, договорившись с ними о предоставлении им той или иной степени автономии в обмен на сохранение контроля над восточной границей с Россией.
Русскоязычное население
Президент России Владимир Путин обеспокоен судьбой русскоязычного населения востока Украины и растущим влиянием Запада — Евросоюза и НАТО — в непосредственной близости от российской границы, то есть в прежде верных России государствах Варшавского договора.
Ему необходимо доказать российскому народу, что он может смягчить экономические последствия торгового бойкота, начавшегося в результате украинского кризиса, повысить свою популярность, выступив защитником русскоязычного населения, и одновременно продемонстрировать своим западным коллегам, что ему можно доверять. Доверие необходимо для продолжения переговоров и, в конечном итоге, для нормализации отношений.
Минские переговоры также продемонстрировали значимость Евросоюза перед лицом стремительно развивающихся кризисов. Германия и Франция руководили ходом переговоров, позже проинформировав Брюссель об их итогах. Другие лидеры, такие как Дэвид Кэмерон, были слишком заняты, заботясь о своем собственном политическом положении на родине, чтобы обращать внимания на внешний мир.
Евросоюз расширился слишком сильно и слишком быстро
Действуя в дуэте, Франция и Германия снова подтвердили свой дипломатический вес в разобщенном Евросоюзе, который, возможно, расширился слишком быстро и слишком сильно.
Ангела Меркель и Франсуа Олланд также доказали, что Евросоюз является эффективным советом государств, а вовсе не надгосударственным институтом, который стоит над его членами.
Ирония состоит в том, что именно такой Евросоюз хотел бы видеть Кэмерон. К сожалению, Кэмерон также хочет получить право голоса во всех вопросах и при этом иметь возможность ничем ради этого не жертвовать.
Евросоюз перестал быть политической движущей силой, и Европейской комиссии во главе с Жаном-Клодом Юнкером (Jean-Claude Juncker) необходимо сосредоточиться на обеспечении консенсуса между его членами и перестать пытаться вводить новые правила и нормы. Это также означает, что еврокомиссары будут получать меньше и будут вынуждены сократить свои штаты.
Еврозоне необходима единая фискальная политика
Между тем, Евросоюзу необходимо выработать единую фискальную политику, согласованную с единой валютной политикой, за которую отвечает Европейский Центробанк. В отсутствие такой единой фискальной политики евро так и останется уязвимым перед лицом таких кризисов, как текущий долговой кризис в Греции.
Европейский союз государств это не Соединенные штаты Европы. Евросоюз не является политической сверхдержавой, которая может бросить вызов, к примеру, России.
Еврозона должна стать валютным блоком и торговой силой, и некоторые государства на ее периферии, возможно, захотят поддерживать стабильный обменный курс евро или даже подражать ее экономической политике.
Брюссель снова станет столицей Бельгии, оставшись при этом местом проведения заседаний стран-членов Евросоюза. Возможно, в сохранении Европарламента нет никакой необходимости. Европейцы продолжат выбирать членов своих национальных парламентов, зная при этом, что их страна — это часть Европы, не подчиненная централизованной власти в Брюсселе.
Границы политического объединения на востоке
Если бы все это было сделано, то Минские переговоры не только остановили бы продвижение поддерживаемых Москвой сепаратистов на запад, но и продемонстрировали бы границы политического объединения с восточноевропейскими странами.
Одной из причин создания Евросоюза стало желание преодолеть последствия войн с Германией и создать движущую силу, достаточно мощную для того, чтобы противостоять Советскому Союзу и странам Варшавского договора.
Советского Союза больше нет, поэтому членам Евросоюза нужно внимательно пересмотреть причины, которые заставляют их поддерживать существование этого объединения.
Если тектоническое давление двух политических массивов в Европе уменьшится, риск землетрясений по линиям разлома, таким как Украина, тоже снизится.