Эти нападения были осуществлены на разных континентах на людей разных верований и на атеистов, однако в обоих случаях - как в университетском городке Чапел-Хилл в Северной Каролине, так и в датской столице Копенгагене — мишенью была сама свобода. Во вторник Крейг Хикс (Craig Hicks) расстрелял троих соседей-студентов в квартире городка Чапел-Хилл, заявив, что их мусульманская вера является оскорблением для его атеистических принципов. Субботнее нападение в датской столице было более масштабным. Судя по страшной аудиозаписи, на которой слышны многочисленные выстрелы, приведшие к гибели одного человека, это была попытка массового убийства людей на дебатах о свободе слова, где присутствовал скандально известный шведский карикатурист Ларс Вилкс (Lars Vilks) и посол Франции. Стрелявший бежал оттуда, а позже напал на участников церемонии бат-мицва. Очевидно, цель при этом у него была чрезвычайно простая: убить евреев и запугать еврейскую общину. Остановить террориста удалось только благодаря мужеству двоих полицейских и охранника-добровольца Дэна Узана (Dan Uzan), который погиб. Жизненно важные для демократии свободы медленно разрушаются в результате того, что еврейская писательница Наташа Лерер (Natasha Lehrer) назвала «нарративом поляризации».
В этих терактах не может быть никакой градации жертв, однако в скандинавских странах, которые считают себя чрезвычайно удачливыми по меркам спаянности общества («Наша сказочная страна», — сказал в воскресенье один датчанин), эти террористические нападения нанесли мощнейший удар по вере в себя. Пять лет назад правый экстремист Андерс Брейвик расстрелял более 70 детей в лагере Норвежской рабочей партии. Сейчас приступ боли испытывают датчане. Подобно французам после январского нападения на Charlie Hebdo, они дорогой ценой платят за защиту права на свободу слова. Как и во Франции, это право в Дании реализуется весьма неоднозначно, примером чему может служить публикация в сентябре 2005 года карикатуры на Мухаммеда. Но по всей Европе идет беспрецедентная борьба в попытке найти равновесие между фундаментальными правами, ставшими бесценным послевоенным наследием, и верованиями ее новых граждан, которые им дороже всего. Право на свободу слова приходится сопоставлять с уважительным отношением к различиям. Защищая одно, мы всегда рискуем ослабить второе. То же самое можно сказать о поиске баланса между свободой и безопасностью. С одной стороны, похоже, что службы безопасности уже знали датского убийцу. Это говорит о том, что у крупных держав нет серьезных оснований для слежки и прослушивания. Но похвально то, что полиция сумела выследить и ликвидировать его благодаря наличию многочисленных снимков с камер наблюдения, которые другие европейские страны, такие, как Германия, считают неприемлемым вторжением в частную жизнь.
Свобода слова — лишь одна из многих свобод, подвергающихся нападению. То же самое можно сказать о свободе вероисповедания, да и вообще о свободе быть иным. После убийства в прошлом месяце четверых покупателей в кошерном супермаркете Парижа, которое осуществил Амеди Кулибали (Amedy Coulibaly), и после состоявшегося ранее нападения на еврейский музей в Брюсселе, становится ясно, что еврейские общины по всей Европе находятся под угрозой из-за ненависти к ним. Многие утверждают, что причина ненависти — неприятие Израиля и сионизма, однако по своей форме она очень сильно напоминает мрачную историю антисемитизма. Премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт сделала важное заявление в защиту немногочисленной еврейской общины в Дании, играющей там важную роль, однако вполне понятно, что многим это заявление может показаться запоздалым. Это никоим образом не оправдывает израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, призвавшего к «массовой иммиграции» в Израиль, однако понятно, что резкому увеличению числа нападений на еврейские общины долгое время уделяется слишком мало внимания.
В другом контексте аналогичное усиление угроз религиозному сообществу совершенно очевидно просматривается в США. У Хикса, убившего троих студентов-мусульман, была страничка в Facebook, на которой он угрожал всем организованным религиям, включая ислам, хотя полиция вначале утверждала, что убийство стало результатом спора из-за парковки. ФБР не хочет сообщать о том, расследует оно или нет версию убийства на почве ненависти. Конечно, все американские мусульмане уверены в этом. Как и в том, что все мы должны заново выучить старый урок: только неизменная бдительность поможет защитить наши свободы.