Россия вновь становится империей и в этом обличии спустя два десятилетия возвращается на мировую арену. После распада Советского Союза российское государство и российское общество настойчиво шли к этой цели, создавая необходимую материальную базу, активно задействуя природные и экономические ресурсы и используя в качестве вдохновляющей силы свои культурные ценности. Как же им удалось сделать сказку былью?
В 1991 году Россия находилась в катастрофическом положении. В сложившейся ситуации ее политическую элиту волновали два серьезных вопроса: как пережить эту катастрофу, и каким путем должна пойти новая Россия? Перед тем как ответить на эти два основных вопроса, необходимо было решить множество других задач: определить, какие у России национальные интересы, возможности, материальные и природные ресурсы, моральные силы. В то время российские эксперты опубликовали множество трудов о потенциале России. Они много размышляли на разные темы: какими должны быть экономическая модель развития России, структура ее промышленного производства, внутренняя и внешняя политика, этническая политика, как должны развиваться военная промышленность и новейшие технологии? Это непростые вопросы. Их решением занимались лучшие умы российской науки и представители всех политических течений, пользующихся влиянием в России. Им предстояло провести коренные преобразования во внутренней и внешней политике, идеологии, социальной сфере. На основе их мыслей и идей формировалась общая стратегия развития России.
Вся российская политическая элита видела Россию только в качестве «империи». Это была единственная, по их мнению, подходящая ей политическая и цивилизационная модель, и вот почему: как писал один российский историк, «российский народ привык жить в рамках имперской модели. Она, единственная, представляется ему чем-то неотъемлемым и естественными. Для России это единственная возможность выполнить свою историческую миссию». Россия не может существовать не как империя. И это объясняется не только историческими, географическими и демографическими причинами. Есть и другие, объективные факторы. Во-первых, географически Россия расположена в двух частях света: Европе и Азии. Во-вторых, в отличие от большинства европейских стран, к ней не подходит определение «национальное государство». И, в-третьих, она не может играть второстепенную роль в мире, обладая гораздо большим потенциалом. С учетом всего этого была разработана национальная стратегия России. Она состоит из трех основных пунктов:
1. Особая миссия России. Миссия эта заключается в том, чтобы быть великой империей. Россия вдохновлялась этой идеей на протяжении всей своей истории, начиная с момента объединения славянских и финно-угорских племен в IX веке. Она следовала этому пути во времена Российской империи и Советского Союза. И современной России не оставалось ничего иного, кроме как выполнять эту миссию, стараясь не повторять ошибок, совершенных в прошлом, потому что, во-первых, ее размеры не позволяют ей быть просто национальным государством, а, во-вторых, потому что для нее это единственная возможность для развития и возрождения.
2. Региональная политика, основанная на геополитических и цивилизационных факторах и использующая их преимущества. Начиная с 2000 года Путин начинает создавать новую империю — евразийское государство, простирающее свои границы от Европы до Азии. Все началось с подписания Договора о коллективной безопасности между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. В дальнейшем сотрудничество между бывшими советскими республиками развивалось, и в мае 2011 года был создан Таможенный союз, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. В начале 2012 года между этими странами был отменен визовый режим, стороны завели разговоры о введении единой валюты. Россия понимала, что у нее есть все возможности для того, чтобы стать в один прекрасный день великой империей. Она начала реализовывать крупные региональные проекты. В этой связи стоит вспомнить хотя бы о том, что производство нефти в России в 2010 году составило семь миллионов баррелей, а в сотрудничающем с ней Азербайджане — три миллиона баррелей, и это не говоря уж о доходах российских нефтяных компаний от работы за рубежом.
3. Международная политика, направленная сначала на сближение, а затем на стратегическое партнерство с Китаем под лозунгом создания нового многополярного мира. В рамках этой политики в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую вступили Китай, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан, а также Индия, Пакистан и Иран в качестве наблюдателей. А в первую годовщину событий 11 сентября Путин заявил: «Сегодня родились качественно новые отношения России и США», и две страны объявили о том, что вступают на путь сотрудничества, направленного на создание нового миропорядка. Было зафиксировано «вступление обеих стран на путь новых отношений и преодоление наследия „холодной войны“». Была также создана организация БРИКС. Имперские интересы России привели также к созданию многочисленных транснациональных корпораций. При этом многие американские ТНК зависят от российской экономики настолько сильно, что выступили против введения санкций против России, инициированных Обамой в прошлом году.
Таким образом, к успехам России в международной политике можно причислить, во-первых, создание дружеских отношений с «китайским драконом», а, во-вторых, выстраивание сотрудничества с США, а также заключение многочисленных договоров и союзов с другими странами мира, расположенными на всех континентах. России удалось вернуться на мировую арену, но этого бы не произошло, если бы она не достигла существенных успехов и в своем экономическом развитии.
Российский опыт заслуживает внимания и детального изучения. России удалось не только сохранить свое единство, но и добиться большого скачка в экономике, существенного развития технологий и повышения своей роли в региональной и мировой политике.