Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Польши: любой договор с Россией стоит не больше, чем бумага, на которой он написан

Обзор публикаций о России, 12–18 февраля

© Фото : ИноСМИ/ А. Боярская Польская пресса
Польская пресса
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В центре внимания польской печати оказались переговоры «нормандской четверки» в Минске по урегулированию украинского конфликта. Тональность комментариев варьировалась от скептической до негативной: журналисты и эксперты сомневались в перспективах соблюдения перемирия и обвиняли западных лидеров в том, что они «продали Украину Владимиру Путину».

Приступая к переговорам в Минске, Владимир Путин хотел выиграть время: отсрочить введение новых антироссийских санкций и поставку Киеву американских вооружений, пишет Gazeta Wyborcza (12.02). Собственной победой российский президент мог бы назвать факт, что украинцы получат контроль над своей границей лишь после проведения выборов в органы самоуправления на мятежных территориях, а это фактически означает замораживание конфликта. Однако у России нет денег на поддержку населения оккупированных регионов, а тем более на их восстановление: «Деньги придется выкладывать Украине и в первую очередь поддерживающему ее Западу. А кто платит, тот, как говорят на востоке, и заказывает музыку», — резюмирует газета.

Новые минские соглашения называет шаткими бывший министр обороны Польши Богдан Клих (Bogdan Klich) в интервью Interia.pl (14.02). «Для их исполнения необходима добрая воля, а я ее со стороны Владимира Путина не вижу. Мы столкнулись с довольно абсурдной ситуацией: с одной стороны российский президент становится патроном и арбитром соглашений, а с другой — может их нарушать и дестабилизировать ситуацию на Украине», — говорит он. Российский президент сохранил в своих руках основные инструменты  воздействия на Украину, и поэтому Западу не следует отказываться от жесткой политики в отношении Москвы: если Киев подчинится России, по Бугу пройдет граница столкновения двух систем безопасности: западной и кремлевской, в которой Польша вновь окажется в роли буферной страны, предупреждает собеседник портала.

К осторожности в оценке результатов минского саммита призывает депутат Кшиштоф Щерский (Krzysztof Szczerski) в интервью wPolityce.pl (12.02). Если он станет поводом для смягчения санкций и возвращения к контактам с Россией в прежнем формате, это будет означать, что Путин добился благосклонности Запада ценой «уступок, гарантом которых он сам же и выступает». Причиной украинского конфликта послужила агрессия России, и поэтому не следует предаваться иллюзиям, будто российский президент может вернуться к нормальным переговорам о мире в Европе, подчеркивает политик.


Опасения по поводу прочности нового перемирия совершенно обоснованы: российским обещаниям верить нельзя, ведь «любой договор с Россией стоит не больше, чем бумага, на которой он написан. Россияне никогда не держали и сейчас не держат своего слова: это фундамент их политической антикультуры. Россия делала, делает и будет продолжать делать все, чтобы подчинить себе Украину. Такая тактика вписана в суть государственной идеи этой страны. Без порабощения соседей, притеснения людей, подчинения себе непокорных она просто не может существовать», — заявляет в беседе с порталом Fronda.pl (12.02) депутат Станислав Пента. Stanisław Pięta).

Европа ведет с Россией переговоры о мире, однако Путину мир не нужен: он стремится восстановить российскую империю, вернув ей территориальные завоевания всех царей и полководцев прошлого, пишет Nasz Dziennik (14.02), предлагая читателям следующие исторические параллели: «В 1938 году была разделена и продана Чехословакия. Сейчас делят и продают Украину. В 1938 году должен был быть установлен устойчивый мир. Сейчас якобы тоже. Есть даже второстепенные ассоциации: тогда Олимпиаду открывал Гитлер, а сейчас — Путин».

Киев не обрел контроля над своей восточной границей, согласился на децентрализацию страны и финансирование Донбасса, однако всеми этими уступками он добился не мира, а временной передышки. «В 1938 году на Мюнхенской конференции мир купил себе спокойствие на год, однако будущие союзники мало что успели сделать для подготовки к войне с Третьим Рейхом. На этот раз Европе следует быть мудрее», — пишет Gazeta Wyborcza (13.02), советуя НАТО оказать Украине военную помочь, а Европе — бороться «с российской пропагандой и финансируемыми Москвой политиками, которые призывают к "разрядке" и "диалогу"».

Современному Западу недостает духа бескомпромиссности и решимости послевоенных западных лидеров, полагает автор комментария в том же издании (Gazeta Wyborcza, 13.02). ЕС и НАТО до сих пор не показали, что не испытывают перед Москвой страха, не признали ее агрессором, россиянам даже не ограничили доступ к международному культурному и научному обмену, а российских спортсменов не исключили из участия в международных спортивных состязаниях. Между тем Россия «ценит и уважает лишь грубую силу», и если мир продолжит идти на уступки Путину, в том числе по украинскому вопросу, «нас ожидает настоящая трагедия, которая будет угрожать безопасности мира, так как кремлевский властелин будет вести себя все развязнее», — подводит итог публицист.

Запад отошел от солидарного следования принципу незыблемости сложившегося после распада СССР уклада, а каждого, кто захочет нарушить этот уклад, как делает сейчас Путин на Украине, встретит жесткий ответ, — обращает внимание бывший заместитель министр обороны Польши Ромуальд Шереметьев (Romuald Szeremietiew) в газете Nasz Dziennik (16.02). Складывающаяся из-за этого обстановка вызывает сильную обеспокоенность эксперта: «Путин прекрасно чувствует игру, а сам играет на интересах разных государств. Россияне всегда умели этим заниматься, формируя свою имперскую мощь. Сейчас российский президент тоже ловко этим пользуется. Ситуация стала очень опасной не только для Польши, но и для других стран Центральной Европы, только не все, пожалуй, отдают себе в этом отчет», — говорит он.

Политолог Рышард Махниковский (Ryszard Machnikowski), которого цитирует Wirtualna Polska (16.02), рассказывает, что в арсенале России есть разнообразные мощные инструменты воздействия на сопредельные страны: «Она уже ведет интенсивную информационную войну, к этому могут добавиться диверсионные атаки на объекты критической инфраструктуры (…); теракты, проводимые под "чужим флагом"; нацеленные на ухудшение отношений с соседями провокации по образцу, к счастью остающейся пока в рамках медиасферы, так называемой Вильнюсской народной республики в Литве; кибератаки», — перечисляет эксперт.

Польские СМИ обсуждали также визит Владимира Путина в Венгрию. Официально — основной целью поездки российского президента называются переговоры о продлении газового контракта с Будапештом, но это, скорее, предлог, чтобы продемонстрировать раскол европейского фронта политики в отношении России. Однако говорить о взаимных симпатиях двух стран не приходится: когда Москва решила отказаться от проекта «Южный поток», она даже не предупредила об этом венгерских партнеров, а весной прошлого года обвиняла венгров в том, что они поставляют Украине оружие, зная, что это неправда, пишет Rzeczpospolita (15.02).

Будапештская встреча с Виктором Орбаном не имела для Путина такого большого значения, как могло бы показаться по многочисленности российской делегации: основное послание было обращено к россиянам, которым «российская пропаганда смогла показать, с каким почтением принимают их великого лидера в очередной стране», — комментирует та же газета (18.02).

Федеральные российские каналы представили россиянам визит Путина как доказательство, что у России остались на континенте верные друзья, и что она не находится в изоляции, — вторит Gazeta Wyborcza (18.02).