Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пророссийский поворот «Союза демократических левых сил»

Политики «Союза демократических левых сил» предлагают смягчить польскую политику в отношении России и наладить отношения с Москвой. И хотя критики сравнивают риторику «Союза» с политикой умиротворения агрессора, может оказаться, что новое послание партии понравится части избирателей.

© AP Photo / Alik KepliczПольский политик Магдалена Огорек
Польский политик Магдалена Огорек
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Я буду стремиться к нормализации отношений с Россией. Мы не можем позволить себе, чтобы российские СМИ называли Польшу врагом номер один», — заявила кандидатка на президентский пост Магдалена Огурек, чем вызвала немалое удивление как в стране, так и за границей. Ее высказывание заметили западные информагентства и российская пресса, которая назвала ее «нерусофобским лицом Польши».

«Я буду стремиться к нормализации отношений с Россией. Мы не можем позволить себе, чтобы российские СМИ называли Польшу врагом номер один», — заявила на воскресном съезде кандидатка «Союза демократических левых сил» (SLD) на президентский пост Магдалена Огурек (Magdalena Ogórek), чем вызвала немалое удивление как в стране, так и за границей. Ее высказывание заметили западные информационные агентства и, в первую очередь, российская пресса, которая назвала ее «нерусофобским лицом Польши».

Однако заявление Огурек не было единичной авторской идеей по поводу внешней политики. Оно вписывается в акцентируемое партией в последние дни послание, в котором звучит резкая критика внешней политики нынешнего правительства и предложение занять более умеренную позицию в отношении Москвы. Свидетельством такого подхода стали недавние интервью лидера партии Лешека Миллера (Leszek Miller), в которых тот продемонстрировал гораздо более мягкую позицию в отношении России, чем другие польские политики. В беседе с каналом TVN он преуменьшал значение российского давления на Украину, объясняя, что «значительный процент украинского населения чувствует сильные связи с Россией», а Крым и Донбасс — это небольшой фрагмент украинской территории, и поэтому угроза со стороны Москвы не так велика. Он также высказал сомнения в осмысленности финансовой помощи Украине из-за коррупции в этой стране. Политики SLD резко высказывались также на тему недавних комментариев главы МИД Польши Гжегожа Схетыны (Grzegorz Schetyna), в частности, о том, что среди солдат, освобождавших концлагерь Аушвиц, были в основном украинцы. «Это пересечение красной черты, что для дипломатии недопустимо. Он оскорбил простых россиян», — говорил на канале TVP Info генеральный секретарь «Союза» Кшиштоф Гавковский (Krzysztof Gawkowski).

С чем связан этот поворот в политике «Союза демократических левых сил»?

«Результат современной внешней политики правительства плачевен: нас нет за переговорным столом. С нами не хотят разговаривать ни Россия, ни Украина», — подчеркивает в беседе с Wirtualna Polska пресс-секретарь партии Дариуш Йоньский (Dariusz Joński). По его мнению, польский МИД действует безответственно и провоцирует Россию. Между тем SLD предлагает «вернуться к переговорам» с Москвой и постараться возобновить торговые отношения. Партия приводит в пример лидеров Германии и Франции, которые «сделали ставку на диалог», благодаря чему интересы их стран не пострадали так сильно, как интересы Польши. При этом Йоньский сомневается в осмысленности европейских санкций: «Как мы убедились, санкции ничего нам не дали, и не изменили поведения России. Между тем польская экономика пострадала сильнее всего», — аргументирует он, указывая в качестве последствий такой политики на недавнюю акцию протеста аграриев. На вопрос, каким образом SLD хочет добиться улучшения отношений с Москвой, пресс-секретарь партии говорит о том, что нужно использовать более ответственную риторику и «не лезть на рожон». «Когда у власти в Польше были левые, у нас всегда были отличные министры иностранных дел, такие, как Адам Ротфельд (Adam Rotfeld) или Влодзимеж Чимошевич (Włodzimierz Cimoszewicz), которые умели поддерживать отношения с Россией», — добавляет он.

Это высказывание удивляет самого Чимошевича, который с самого начала поддерживал жесткую политику в отношении Москвы. «Ссылка на меня в этой ситуации выглядит довольно неоднозначно, — говорит Wirtualna Polska бывший премьер. — Я сам не совсем понимаю, что происходит сейчас в этом отношении в SLD. Это совершенно наивный подход», — добавляет он, сравнивая новую линию партии с политикой «умиротворения» Гитлера западными государствами перед Второй мировой войной. «Мы все знаем, чем это закончилось», — говорит политик. По его мнению, Польша не принимает участия в переговорах по Украине, потому что этого не хочет Россия. При этом бывший премьер обращает внимание, что за переговорным столом отсутствует не только Польша, но также, в частности, США и Великобритания. «России удобен такой формат, а позиция Украины слишком слаба, чтобы требовать присутствия Варшавы или Вашингтона», — полагает Чимошевич. Несмотря на критику пророссийский поворот может иметь для SLD смысл — по крайней мере, с точки зрения политического маркетинга. Так утверждает политолог из Варшавского университета Войцех Яблонский (Wojciech Jabłoński).

«В этом есть смысл. СМИ продвигают идею о жесткой политике в отношении России и необходимости поддержать Украину. Между тем поляки с этим не согласны. Более того, многие, например, крестьяне, недовольны результатами проводящейся внешней политики. Поэтому появилась большая ниша, в которую может вписаться SLD», — говорит Яблоньский. — Только партия не всегда использует здесь правильных людей. Огурек, как человек не обладающий опытом, не вызывает в этой теме доверия«.

«Это похоже на игру с общественностью. И судя по реакции поляков на тему поставок вооружений Украине, "Союз", действительно, может заработать очки», — согласен Чимошевич, говоря при этом, что такая игра может оказаться опасной. «Это слишком близорукий подход. Я не хочу недооценивать интересов аграриев, но в данный момент польский приоритет — это безопасность. А ключ к ней — сохранение силы давления Запада на Россию. В противном случае неизвестно, где остановится Путин», — говорит Чимошевич.