Кишинев — Молдавский лей переживает самые драматические моменты за всю историю своего существования с 1993 года. Он стремительно дешевеет, ежедневно преодолевая все новые психологические барьеры. Так, по данным Нацбанка, 18 февраля доллар подорожал на 1,4 процента по сравнению с предыдущим днем и стоит почти 21 лей. В коммерческих банках и валютных кассах его продают почти по 25 леев, евро — по 30. С начала года лей обесценился на 25,5 процента по отношению к доллару и на 17,8 по отношению к евро. О причинах падения лея и о прогнозах дальнейшей судьбы национальной валюты рассуждают эксперты DW.
Три причины падения лея
Президент Нацбанка Молдавии (НБМ) Дорин Дрэгуцану на пресс-конференции во вторник, 17 февраля, назвал три причины резкого обесценивания национальной валюты. Первая — это эмбарго России на продукцию молдавских сельхозпроизводителей. Запрет на ввоз в РФ молдавского алкоголя действует с сентября 2013 года, с июля 2014 года запрещено ввозить фрукты, овощи и консервы.
Вторую причину падения лея президент Нацбанка видит в «снижении экспорта, которое привело к уменьшению предложения валюты на рынке». По данным национального бюро статистики, в 2014 году Молдавия сократила объемы внешней торговли. По сравнению с 2013 годом экспорт снизился на 3,7 процента, составив 2,34 миллиарда долларов.
Наконец, третья причина — снижение денежных переводов от трудовых мигрантов, в первую очередь из России. «Из-за девальвации российского рубля в декабре переводы из России сократились более чем наполовину», — заявил Дрэгуцану. По итогам 2014 года денежные переводы молдавских граждан из-за рубежа составили почти 1,61 миллиарда долларов США. Свыше 35 процентов из них — переводы в российских рублях. «В курсе национальной валюты, как в зеркале отражается ситуация в экономике, на которую воздействовали эти три шока», — объяснил журналистам председатель Нацбанка.
Куда девалась валюта
В 2014 году население обменяло на леи на 840 миллионов долларов меньше, чем в 2013 году. Это, по мнению Дрэгуцана, и создало дефицит валюты, который повлек за собой удорожание доллара и евро. На банковских счетах физических и юридических лиц валюта есть, «но из-за нестабильной ситуации она не продается. Вопрос в том, когда обладатели этой валюты предложат ее к продаже». Для исправления ситуации Нацбанк принял решение увеличить базовую ставку с 8,5 до 13,5 процента. Это, уверено руководство НБМ, поспособствует укреплению молдавского лея.
Исполнительный директор Центра стратегических исследований и реформ Галина Шеларь уверена, что это проблему не решит. «Повышение базовой ставки означает удорожание кредитов, — объясняет она в интервью DW. — По логике, это должно повлечь за собой цепочку — снижение инвестиций, снижение спроса, в том числе на валюту. Но у нас этого не произойдет, потому что кредиты у нас всегда были очень дорогими, люди к этому привыкли. Они по-прежнему будут стоять в очередях в валютных кассах».
Нужны экстренные меры
Экс-министр экономики Молдавии Александр Муравский опасается, что «болезнь зашла слишком далеко». «Сейчас главное остановить процесс падения лея, который стал уже неконтролируемым», — поделился эксперт своим мнением с DW. В качестве экстренной меры Муравский предлагает сменить руководство Нацбанка, которое не справляется с ситуацией. «Российское эмбарго на молдавскую сельхозпродукцию было введено не вчера, объемы внешней торговли снижались постепенно, НБМ должен был подготовиться к возможным последствиям. Но причиной катастрофического обвала лея стало не только это. Я согласен с теми, кто увязывает ситуацию с банковскими скандалами», — говорит экономист.
В начале года стало известно, что посредством операций в трех коммерческих банках, которые, как пишут СМИ, находятся под контролем молдавского бизнесмена Илана Шора, за рубеж на имя одного иностранного лица выведен из Молдавии миллиард долларов. По инициативе премьер-министра Юрия Лянкэ, к расследованию этого дела привлечены зарубежные детективы. Объявленный НБМ тендер выиграла американская компания Kroll Inc, специалисты которой приехали в Молдавию и приступили к работе 11 февраля.
Доктор экономики Михаил Пойсик также видит причину падения лея и ажиотажного спроса на валюту в выводе из страны миллиарда долларов и в уменьшении продаж населением валюты в 2014 году. «У нас всегда был дефицит валюты, а сейчас он ощущается еще сильнее», — уверен он. Паника растет «из-за нестабильности экономической ситуации в стране, опасениях населения потерять свои сбережения из-за банковских афер». Эксперт надеется, что национальная валюта будет еще несколько дней падать, затем поднимется до уровня 17-18 леев за доллар, «и планка выровняется».
Население скупает продукты
Срочные меры для выхода из создавшейся ситуации предложила оппозиционная Партия социалистов. 17 февраля их озвучил на пресс-конференции в Кишиневе ее лидер Игорь Додон. Оппозиция требует выделить деньги из валютных резервов и пустить их в продажу, чтобы остановить ажиотаж на валютном рынке. НБМ, считает Додон, должен провести инспекцию коммерческих банков и валютных касс и предотвратить спекуляцию на курсе, а государство из резервов Нацбанка должно компенсировать потери граждан по кредитам, взятым в долларах и евро. Оппозиция настаивает на срочном созыве Высшего совета безопасности по финансово-банковской ситуации в стране и росту цен и тарифов.
Значительно поднялись цены на бензин, продовольственные товары, стройматериалы. В крупных супермаркетах население буквально сметает с полок товары длительного хранения — крупы, сахар, консервы, раскупаются мыло и спички.