Все начинается с заявления «Они перегибают палку». Кто они? Конечно, правительство. Потом появляются «веские» аргументы: «польская политика не может быть антироссийской», «мы слишком сильно втянулись в поддержку Украины» или «в ЕС есть страны, которым удается договориться с Москвой». И внезапно выясняется, что госпожа Магдалена Огурек (Magda Ogórek), кандидатка «Союза демократических левых сил» (SLD) на президентский пост, очень бы хотела позвонить Владимиру Путину. А Лешек Миллер (Leszek Miller) подчеркивает, что «каждое государство, у которого есть сильная армия, стремится занимать новые территории». Подразумевается: Россия справедливо забрала себе Крым.
Слова по поводу политики собственного правительства в отношении России звучат то от входящей в правящую коалицию «Польской крестьянской партии» (PSL) и ее кандидата Адама Ярубаса (Adam Jarubas); то доброе слово о Путине выскажет какой-нибудь националист, веря, что он продолжает политический курс Романа Дмовского (Roman Dmowski) (польский политический деятель и публицист, 1864 — 1939, — прим.пер.); то, наконец, объявится постоянный комментатор пропагандистского канала Russia Today Матеуш Пискорский (Mateusz Piskorski), который хочет создать пророссийскую партию «Смена».
Нет, ряды обожателей Путина не увеличиваются, хотя таких людей тоже порождает наша изобильная земля. Речь идет, скорее, о «позиционировании» в предвыборной кампании.
PSL высказывается от имени аграриев, которые сильнее всего пострадали от санкций. SLD - видимо, из-за общих сентиментальных чувств в отношении Москвы. Все рассчитывают на то, что смогут набрать очки на антиукраинизме, который особенно ярко проявляется в кругах, помнящих о Волынской резне. А в целом кандидаты из небольших партий хотят выделиться на фоне «Гражданской платформы» (PO) и «Права и Справедливости» (PiS), которые придерживаются жесткого политического курса в отношении России.
Эффекты этой игры могут оказаться непредсказуемыми. Это может стать отличным аргументом для кремлевской пропаганды, промывающей россиянами мозги: «хорошие» поляки на самом деле поддерживают Путина, но у них плохое проамериканское правительство. Еще важнее, что подрываются усилия нашей дипломатии, которая старается сохранить хрупкую единую политику ЕС в отношении Москвы. Противники этого единства могут сказать: «Смотрите, согласия по поводу общей политики в отношении Москвы нет даже в Польше».