Бывший глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен предупредил, что экономика США находится в крайне шатком положении. В отличие от нынешней главы ФРС Джанет Йеллен он считает, что экономический рост в США, сопровождаемый сокращением рынка труда, рано или поздно приведет к скачку инфляции. «На данном этапе мы столкнемся с усиливающимся давлением на денежных рынках и инфляцией раньше, чем большинство из нас ожидало», — предрекает он.
Да, резкое снижение долгосрочных капиталовложений, что угрожает процессу восстановления, не может не беспокоить. Основной капитал растет гораздо медленнее, нежели предполагалось, а это в свою очередь говорит о трудностях на пути к повышению производительности. Он объясняет почти все проблемы отсутствием долгосрочных капиталовложений. Никто не хочет вкладывать в долгосрочной перспективе, потому что никто не знает, что произойдет.
При этом Гринспен отмечает, что фондовый рынок восстанавливается гораздо быстрее экономики страны, что делает столкновения с реальностью неизбежными: «Фондовый рынок восстановился так резко и на столь длительный срок, что можно предположить — в какой-то момент начнется значительная коррекция. Когда это случится, я не знаю».
По мнению экс-главы ФРС, в ближайшем будущем американская экономика столкнется с серией банкротств в финансовом секторе, так как такие кризисы, как нынешние, повторяются лишь раз в сто лет и бывают довольно тяжелыми. И сейчас надо не удивляться тому, что экономический рост замедлился, а радоваться, что он вообще есть. При этом правительство должно помогать частным банкам, но не ограничивать свободу рынков. А закончится кризис только тогда, когда в США стабилизируются цены на недвижимость. Однако США могут потерять свое основное преимущество — доллар.
«Во всем мире доллар пользуется особым уважением. Это главный источник ценности. Если мы пойдем дальше по финансовому пути, на котором находимся сейчас, возможно, мы не сможем продолжать в том же духе», — резюмировал Гринспен.
К сожалению, Гринспен не единственный, кто предрекает глубокий кризис экономике США. Так, китайское рейтинговое агентство Dagong предрекает неизбежность нового мирового кризиса, который по своим масштабам будет намного более мощным, чем в 2008 году. И случится это в ближайшие пару лет.
А глава агентства Гуань Цзяньчжун сказал примерно следующее: «Я считаю, что мы столкнемся с новым мировым финансовым кризисом в ближайшие несколько лет. Трудно назвать точное время, но все признаки надвигающейся беды присутствуют, например, увеличивается объем долгов, а развитие экономики США, ЕС и Китая и развивающихся стран носит неустойчивый характер».
Он отметил и следующий интересный факт: российская экономика переживает кризис из-за давления западных стран, но если посмотреть на самих США и ЕС, то их экономические проблемы связаны исключительно с внутренними проблемами. В отличие от России, объем кредитования в этих странах превысил потенциал производства товаров, что привело к пузырю. То есть знакомый нам финансовый пузырь вновь грозит кризисом, который на сей раз распространился на весь остальной мир только благодаря программе количественного смягчения со стороны ФРС США. Именно печатный станок является корнем всех проблем, но платить за это приходится всем.
Но текущая модель роста себя исчерпала. Она была построена на потреблении за счет заемных средств, но именно это и приведет к новому кризису. Кредиты крушат экономику. Кстати, многие развивающиеся страны в последние годы последовали пагубному примеру Запада и попытались стимулировать потребление за счет роста кредитования. Чем это оборачивается для экономики видно и на примере Азербайджана. Банки настолько увлеклись выдачей потребительских кредитов, что в это дело вынужден был вмешаться лично президент страны Ильхам Алиев. Он просто потребовал больше кредитовать реальную экономику, а не потребительскую.
Что ж, китайское агентство рассуждает вполне логично, но все эти вещи уже давно обсуждаются экономистами. Проблема в том, что западный мир своими действиями только усугубляет ситуацию. Все рынки, где центральные банки печатали деньги, фактически разрушены. Сначала Банк Японии уничтожил свой долговой рынок, затем на европейском рынке облигаций ставки опустились до рекордных минимумов, а в некоторых случаях и вовсе ушли на отрицательную территорию. Ну а после объявления QE (впрыск денег в экономику) от ЕЦБ задрожали уже и валютные рынки, да и самый ликвидный долговой рынок — рынок трежерис (обобщенное название долговых обязательств правительства США — казначейских векселей, нот, облигаций) — постепенно себя изживает.
Что же касается доллара, то поскольку он является доминирующей резервной валютой, возникают большие проблемы. Как только в небольших странах отмечается безработица, страна может попытаться разрешить эту проблему за счет крупного профицита торговых операций, то есть за счет работы на экспорт. Достаточно напечатать валюту и купить на нее казначейские бумаги США, вызвав тем самым снижение курса собственной валюты относительно доллара.
Получается профицит за счет американского дефицита. Это выходит боком для всего мира, поскольку возникают огромные дисбалансы, которые можно разрешить только неимоверным ростом долгов. А он, в конце концов, приведет к кризису. Мы уже дошли до точки, где доллар — уже не только непомерная привилегия для США, но и непомерная ноша. Мир требует, чтобы Штаты имели дефицит, иначе другие страны не смогут накапливать валютные резервы. Но пока рост американского дефицита не превышал роста американского ВВП, это не имело значения. А сегодня, когда доля США в мировой экономике стремительно падает, данный фактор превращается в грозное оружие против всего мира.
От того, сумеют ли США избежать надвигающегося кризиса, о котором предупреждают многие экономисты, в целом зависит экономика всего мира. Достаточно вспомнить, как в 2008 году кризис, начавшийся в США из-за чрезмерного выделения банками ипотечных кредитов, раскачал всю мировую экономику. Тогда Азербайджану удалось избежать его воздействия, тогда как многие страны мира до сих пор не могут прийти в себя после этого. Но выдержит ли наша экономика надвигающийся новый удар, если нынешний кризис уже сильно ее затронул, сказать очень трудно. Точно так же, как и предсказать и судьбу всей мировой экономики.