Андрей Артизов — главный архивист Российской Федерации и одновременно руководитель организации с обязывающим названием Центр российско-польского диалога и согласия дал интервью «Российской газете» (официальному органу правительства РФ), рассказав, как польское подполье «помогало» вооруженным силам СССР громить гитлеровцев, в реальности стреляя красноармейцам в спину.
Артизов сообщил, что его подчиненные готовят многотомное издание, посвященное отношениям польского подполья и советских властей на территориях, которые 70 лет назад занимала Красная армия. Однако архивисты не стали ждать окончания работы и решили опубликовать 70 касающихся этой темы документов, большинство которых было до сих пор засекречено. Спровоцировали россиян на этот «возможно преждевременный» шаг, как признается Артизов, «польские официальные экскурсы в историю о том, что Освенцим освобождали украинцы, а съезжаться праздновать Победу надо не в Москву, а в Гданьск».
Главный российский архивист говорит, что советские власти на польских территориях «ликвидировали» польских партизан, но у них были для этого веские причины.
Вспоротые животы красноармейцев
Артизов объясняет: например за то, что они убили «сотрудников лазарета и раненых в борьбе с нацистами бойцов Красной армии». «На поле садится неисправный советский самолет: один из летчиков ищет, откуда бы позвонить: его убивают. Погибает от рук самооборонщиков и комбат, недавно получивший звание Героя Советского Союза и возвращавшийся после лечения к семье. И это все во время ожесточенной войны с гитлеровцами! Мало того, красноармейцам выкалывают глаза, вспарывают животы. Об этом свидетельствуют акты судебно-медицинской экспертизы», — пересказывает Артизов «Российской газете» содержание опубликованных его агентством документов.
При этом он объясняет, что и интервью, и обнародование материалов приурочено к отмечающемуся в Польше 1 марта дню памяти «Проклятых солдат» — героев вооруженного антикоммунистического подполья.
Многим полякам это может показаться ересью, но, признаюсь, интервью Артизова и его идея опубликовать документы, касающиеся на самом деле непростых отношений польского вооруженного подполья и советских вооруженных сил, меня почти обрадовали. Они бы обрадовали меня в полной мере, если бы стали первым шагом к серьезной дискуссии, в которой поляки могли бы объяснить и себе самим, и россиянам «за что»: за Катынь, ссылки, оккупацию, которую нас заставляли называть «освобождением».
Этот разговор можно было бы начать хотя бы с небольшого эпизода: почему жители города Пененжно требуют убрать оттуда памятник Ивану Черняховскому? Возможно, мы бы смогли объяснить россиянам, что генерал, которого они считают героем, оказался подлецом, дав в 1944 под слово офицерской чести гарантии безопасности командующим Армии Крайовой в Виленском крае, чтобы заманить их с тысячами солдат в ловушку НКВД.
Скелеты в российских шкафах
Такой разговор, возможно, позволил бы склонить господина Артизова достать из самых дальних уголков своих архивов документы, касающиеся Августовской облавы. И тогда мы бы наконец узнали, куда российская военная контрразведка СМЕРШ вывезла в июле 1945 года 600 бойцов Армии Крайовой, где она их убила и где похоронила.
Но ничего этого не будет. Господину Артизову хватает отваги говорить, что НКВД было «за что» преследовать польских партизан, но ему недостает смелости и порядочности раскрыть детали этого преступления. Его интервью официальному органу правительства РФ и инициатива публикации до сих пор секретных документов — это не приглашение к разговору об очередной сложной странице сложной польско-российской истории по одной простой причине.
С российскими пропагандистами невозможно дискутировать о современной истории из-за их трусости. Они готовы громко кричать о скелетах в чужих шкафах, но боятся, что кто-то откроет их шкафы, наполненные человеческими костями. Они сакрализируют победу над Германией и затыкают рот тем, кто способен доказать, что она не была настолько святой, что за ней последовала оккупация половины Европы, массовые изнасилования красноармейцами женщин в Восточной Пруссии. А уж о сотрудничестве граждан СССР с гитлеровцами, которое на советских оккупированных территориях приобрело невиданный в других местах размах, или о русской дивизии СС «РОНА» не говорят вообще.
В России это табуированные темы. Россия их боится и предпочитает изучать сучок в чужом глазу, чем замечать бревно в своем.