До определенного момента российские власти политических противников не уничтожали. Тучные нулевые давали власти возможность решать политические вопросы бескровно, без демонстративной агрессии — хватало лишь подкупа и шантажа. Владимир Путин и «коллективный Путин» были уверены в себе и своей силе. А Немцов им казался безопасным болтуном. К моменту, когда «коллективный Путин» почувствовал опасность, только Борис Немцов из политиков перестройки остался при делах. Мутная волна не смогла его смыть в канализацию. До определенного момента его не трогали. Они не видели в нем серьезного соперника, потому что презирали и считали пустышкой. Когда спохватились, оказалось, что его не так уж и легко уничтожить. Кто сейчас из лидеров российской оппозиции представляет угрозу для нынешней власти и может стать лидером массового протеста и революции? Алексей Навальный слишком молод, его известность пока ограничивается крупными городами и молодежью. Михаил Ходорковский не харизматичен, не имеет политического опыта. Олигархическое прошлое, «уголовка» создают серьезные препятствие для того, чтобы претендовать на большой официальный пост. Михаил Касьянов слишком начальственный и важный, с молодыми оппозиционерами ему найти общий язык непросто. Кто еще остался из лидеров оппозиции, задается вопросом обозреватель «Украинской правды» (02.03): Каспаров, Рыжков, Чубайс, Удальцов, Явлинский? Чубайс уже давно вне игры, Каспаров испугался и эмигрировал в США, Рыжков не тянет на первые роли. Явлинский может еще стать президентом, но только если за него кто-то сделает всю грязную работу. Немцов же — самый узнаваемый из лидеров оппозиции. Его знали как старики, так и молодежь. Да, у него один из самых высоких негативных рейтингов («развалил страну, разворовал госпредприятия» и т.д. и т.п.), но стоит ему дать телевизионный эфир, как ситуация кардинально меняется. Немцов из России уезжать не собирался. Он дружил с олигархами, прекрасно знал и мог найти общий язык с чиновниками. Пока Немцов был жив оставалась надежда на цивилизованный путь разрешения политической войны. Он сам любил жизнь и не претендовал на жизнь других. Убийцы забрали надежду у всех, включая и Владимира Путина, резюмирует автор.
Заинтересованность российской власти в устранении политика совершенно очевидна, утверждает «День» (28.02). Оппозиционеры активно готовились к проведению марша 1 марта. Для агентуры ФСБ не было тайной, что на марш соберется достаточно много людей. Хотя с экрана льются обнадеживающие известия, уже очень многие в российских городах и весях задумываются над сложившейся ситуацией. И марш 1 марта вполне мог усилить все возрастающее недовольство. Запретить марш власть не посмела. Оставалось найти способ как-то запугать и усмирить оппозицию. Арестовали и посадили на 15 суток Алексея Навального. Не помогло. Наоборот, желающих присоединиться к маршу стало еще больше. Тогда и пошли на убийство. Выбрали Бориса Немцова как наиболее известного политика. Кроме того, Борис Немцов был последовательным и активным противником российской агрессии на Донбассе, он всегда выступал против аннексии Крыма. Как любящий свою родину человек он боролся против войны на Украине всему доступными методами. От организации маршей и акций протеста в Москве до участия в украинском Майдане. На своей странице в Facebook российская журналистка Ксения Собчак написала, что Борис Немцов планировал обнародовать доказательства присутствия российских войск на Донбассе. Зная, как тщательно он проводил свои предыдущие расследования, можно не сомневаться, что и в этих материалах были прямые доказательства участия российской армии в агрессии против Украины.
Борис Немцов несомненно был одним из тех, кто помогал обществу не бояться власти, бороться с нею не только словом, но и делом, протестовать против чиновничьих бесчинств, говорится в статье, опуликованной изданием «Версии» (02.03). И плевать на то, что сам убитый стал оппозиционером после того, как его поперли от околовластных кормушки и корыта. На постсоветском пространстве 99,9% оппозиционеров и рождаются именно таким странным образом — когда обида на произвол и несправедливость грубо насилуют и корежат неутоленные амбиции отставленных и изгнанных. И зовут изгоев на «борьбу». Такие политики-оппозиционеры нужны. Ценность оппозиции — в ее способности хотя бы устно поносить власть за ее неправильные шаги. А Немцов делал это постоянно, смело, крикливо, шумно и в разной степени убедительно и аргументировано. И для нападок он избрал не кого-нибудь, а именно нынешнюю российскую икону «патриотов-возрожденцев» — президента Владимир Путина. К чести Путина, он относился к Немцову так, как и следовало относиться к такому типажу, — собака лает, ветер разносит брехню по селу, а караван идет. И уж убивать Немцова Путину не было никакого резона. Это тот классический случай, когда мертвый Немцов приносит Путину вреда больше, чем живой. И все равно убийство на Большом Москворецком мосту — политическое. Потому что после него начинаются, точнее — могут начаться некие новые политические процессы. И речь не только в затухании или наоборот — возбуждении политических процессов, обострении противостояния власти и оппозиции, усилении международного давления на Россию, ее дальнейшей изоляции.
Сколько вышло почтить память убитого Кремлем Бориса Немцова? 48 с хвостиком тысяч человек. Сколько проживает в Москве? Официально 13 миллионов. Неофициально — миллионов 20. 48 тысяч (да пусть даже 50 тысяч) протестующих на всю Москву — это даже не пугающие своей мизерностью «15 процентов» активного и прогрессивного населения России, что показывали вроде бы данные всех соцопросов. Теперь — новая реальность, все оказалось еще хуже. 50 тысяч человек — это 0,25 процента населения столицы Российской Федерации, где, как казалось, еще теплится какая-то жизнь и свобода. Для смены власти в России нужно, чтобы в центр Москвы вышел хотя бы один миллион человек недовольных и протестующих, пишет «Обозреватель» (02.03). Сегодня был проведен самый точный соцопрос о настроениях в российском обществе. Этот народ все устраивает: и война, развязанная против Украины, и тысячи убитых собственных солдат, и падение уровня жизни, и повальная дебилизация населения, и последняя точка — демонстративное убийство одного из лидеров оппозиции. Забудьте о переменах в России. Те 40—50 тысяч, которые вышли протестовать в центр Москвы, проявили огромное гражданское мужество, они проявили позицию, что в нынешней РФ просто опасно для жизни. Это показало убийство Немцова. Кремль специально всем показывает эту опасность — «не влезай, убьет!»
В России и на Украине — разная оппозиция. Но в обеих странах она в одинаковом положении. Ее шельмуют. Ей упорно клеят название «пятой колонны», пишет «Сегодня» (02.03). В России оппозиции нет в Думе. На Украине оппозицию мечтают выставить из Рады и шьют ей дела, как прежней — при Януковиче. И ничего не меняется. Азиатчина какая-то под прикрытием лозунга: «Мы — Европа!» Самая настоящая евроазиатчина. Оппозицию растоптать легко. Смерти Чечетова (Михаил Чечетов, народный депутат украинской Рады седьмого созыва, бывший первый заместитель главы фракции Партии регионов, покончил жизнь самоубийством – прим. ред.) и Немцова — явления одного порядка, демонстрирующие как далеки сегодня и Украина, и Россия от демократии. Что бы ни говорили по этому поводу по обе стороны границы. Или — как бы ни отмалчивались. Все сильнее пахнет диктатурой. Отвратительный запах.