Мир потрясло убийство лидера российской оппозиции Бориса Немцова. Вблизи Кремля, в день, который Путин объявил праздником структур по проведению спецопераций, и в который исполнился ровно год с начала захвата военными власти в Крыму. Неудивительно, что прозападно настроенные люди винят в случившемся тех, кто находится у власти в России. А власти, в свою очередь, называют дерзкое убийство провокацией, цель которой вызвать беспорядки в стране. Есть и попытки превратить все в фарс.
Самый важный вопрос: изменит ли и каким образом это трагическое событие нынешнюю политику России?
На выходных прозвучало множество спекуляций по поводу исторического значения убийства Немцова. Упоминались и убийство Кирова, с которого в свое время начался период репрессий, и развал СССР, причины которого некоторые искали в отношении Запада, а не в процессах в самой коммунистической сверхдержаве.
В этом контексте важно отделять нынешнюю экономическую слабость России от способности политической власти контролировать процессы. И делать это надо достаточно отстраненно, не поддаваясь влиянию личных эмоций, в противном случае сразу же получится искаженная картина.
С экономической точки зрения Россия в очень тяжелом положении: низкие цены на нефть, которых не было давно, прекращены поставки продуктов питания и других стратегически важных товаров с Запада, страну покидает капитал, курс рубля упал в грязь, как и кредитные рейтинги — перечисление можно продолжать еще и еще.
В то же время массовых беспорядков внутри страны не замечено. Большинство людей привыкло к бедности. Любые протесты и любые действия оппозиции контролируются властями, их проявления в масштабах страны небольшие. Общий настрой общества под влиянием пропаганды враждебен не по отношению к собственным правителям, а, точно так же, как в советское время, — к угрожающим государству западным капиталистам. Власти неустанно укрепляют силы безопасности и армию, снижая таким образом риски для себя. На этом фоне убийство Немцова, разумеется, среди многих вызвало волну возмущения. Однако большинство это убийство вогнало в страх; оно воспринято как недвусмысленный сигнал — такое может случиться с каждым, кто пойдет по стопам Немцова.
Вместе с этим, какой бы резкой ни была риторика лидеров западных стран и наша реакция в социальных сетях, при хладнокровном взгляде приходится констатировать: убийство Немцова не станет тем событием, которое что-либо изменит в политике России. Так же, как и прежние случаи гибели оппозиционеров. Если в будущем и произойдут какие-то перемены, то их причины нужно искать в желании властной элиты повести страну другим курсом. А именно: перемены будут под влиянием внутренних, а не внешних факторов. По меньшей мере, в России.