В Бразилии наблюдается не только наличие расовых предрассудков, но и нежелание общества их обсуждать. Утверждают, что нет, их у нас просто нет.
Сижу в дорогом ресторане. Все столики заняты белыми. Чернокожие, мулаты и, если выражаться на политически корректном языке, выходцы из Африки тоже, конечно, присутствуют. В качестве обслуживающего персонала. Официанты, швейцары, парковщики. Редко когда встретишь за столиком чернокожего в качестве клиента.
На днях заходил в один бутик в торговом центре. Оказался единственным клиентом. Меня обслуживали двое продавцов. Вошел чернокожий мужчина, спросил, сколько стоят кроссовки. «Подожди немного, сейчас позову кого-нибудь, кто тебя обслужит», — предупредил продавец. И продолжил беседовать со мной. Парень подождал немного и сказал, что уходит в другой магазин. Вышел, не получив ответа. Разумеется, это был не футболист или известный актер. Просто-напросто чернокожий, который пытался купить кроссовки.
А еще говорят, что в этой стране нет расовых предрассудков.
Предрассудки существуют, мало того, общество отказывается их обсуждать. Утверждают, что нет, нет у нас предрассудков. В сфере образования многие университеты придерживаются системы квот. Однако в новостях об этом ничего не услышишь. Человек считается выходцем из Африки, если он сам так о себе заявляет. У всех на слуху курьезные случаи, когда «ловкачи», явно принадлежащие к белой расе, одурачивают систему, чтобы даром получить место. В начале я был против системы квот, так как считал, что они только стимулируют предрассудки. Сегодня я уже не вижу другой альтернативы. Как без соответствующего образования люди с черным цветом кожи смогут найти достойную работу? Когда, в конце концов, они станут клиентами хороших ресторанов? Когда я писал сценарий для теленовеллы Шика да Силва (Xica da Silva) на старом телеканале TV Manchete, разгорелись споры о том, ставить или не ставить негритянку на главную роль. Часть дирекции полагала, что публика это плохо воспримет. Они хотели видеть в этой роли белую с загорелой кожей бронзового оттенка. Возможно, даже подкрашенную густой коричневой краской. Я и ныне покойный замечательный режиссер Вальтер Авансини (Walter Avancini) были против, это казалось смешным. Шика да Силва есть символ негритянства. Никогда эту роль не смогла бы исполнить белая женщина. Мы настояли. Нашли 18-летнюю Таис Араужу (Taís Araújo), которая прекрасно справилась с поставленной задачей. Таис и сегодня играет. Она участвует в сериалах на телеканале Globo и всегда с большим успехом.
По-моему существует определенная деформация сознания с другой стороны. Когда я писал A padroeira (Покровительница) о Носса Сеньора Апаресида (Nossa Senhora Aparecida) для Globo, мне хотелось показать страдания рабов. Как только на экране появился первый битый плетками негр, чернокожие стали проявлять недовольство. Они сочли эти кадры унизительными. Их представитель спросил меня, почему мы не показываем выдающихся людей эпохи, а вместо этого демонстрируем рабов? Я возразил: рабство было геноцидом чернокожих. Евреи, также пострадавшие во время Холокоста, считают, что помнить об этом стоит. В Голливуде и во всем мире постоянно появляются новые фильмы о погибших в концлагерях, равно как и музеи. «Необходимо помнить об ужасах истории, чтобы они не повторились снова», — прокомментировал один мой друг еврей.
Когда я упоминаю геноцид, я говорю совершенно серьезно. Об институте рабства в Бразилии известно намного меньше, чем должно быть. Для историков - не новость тот факт, что образованные сеньоры кидали новорожденных младенцев на съедение собакам. Или выдирали зубы у рабынь, чтобы вставить на место собственных, выпавших. И хуже: многие рабы ходили «без шкурки». То есть, подвергались таким пыткам, что на их коже живого места не оставалось. Уже начинает подташнивать? А ведь это только цветочки.
Забыть об этом? Почему? Разве мы, представители демократического общества, не обязаны помнить о том, что здесь и по всей Латинской Америке тоже свирепствовал геноцид? Выходцы из Африки должны первыми встать под знамена борьбы за справедливость и потребовать репарации. Сделать день памяти выходным — этого мало. Квоты, вакансии, стажировки, рабочие места - вот это да. И не только по инициативе государства, но и частных компаний. У банка Bradesco, например, есть договоренность с Университетом Зумби душ Палмареш (Universidade Zumbi dos Palmares) брать к себе часть студентов. На телевидении вопреки тому, что думают многие, мы всегда ищем для съемок чернокожих актеров. Когда появляется достойная кандидатура, работа находится мгновенно. Для моего следующего сериала Verdades secretas мы долго искали чернокожую модель и хорошую актрису. К счастью, нашли, и она уже снимается.
Когда я был в Южной Африке, меня поразила аналогичная ситуация. Белые - за столиками, а чернокожие - всегда на поденной работе.
«Апартеид не закончился», — заключил я. И здесь то же самое, а может, и хуже. Если там или в таких странах, как Соединенные Штаты, есть отчетливая борьба за защиту прав, то здесь притворяются, что проблемы не существует. И скрытый апартеид продолжается, десятилетие за десятилетием.