Среда на прошлой неделе на востоке Украине: сегодня в этом кризисном регионе так тихо, как уже давно не было — бои между украинской армией и пророссийскими сепаратистами в основном прекращены, отводятся первые тяжелые вооружения. Прекращение огня, о котором договорились в Минске, выполняется не полностью, но оно действует.
В тот же самый день в Вашингтоне 59-летний генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove), главнокомандующий силами НАТО в Европе, появляется перед прессой. Путин, говорит он, в очередной раз увеличил свое военное присутствие на востоке Украины — российский президент действует на Донбассе «с помощью более тысяч боевых машин, российских боевых частей и артиллерийских дивизионов». Вывод Бридлава: «Ситуация в настоящий момент не улучшается, она с каждым днем становится все хуже».
В Берлине все пребывают в полной растерянности. Непонятно, о чем говорит Бридлав. В очередной раз федеральное правительство, опираясь на данные Федеральной разведывательной службы БНД, не разделяет оценку Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.
Все происходит по одному и тому же шаблону: вот уже в течение нескольких месяцев Бридлав высказывает свое мнение по поводу российских действий на востоке Украины. Сосредоточение войск на границе, накопление военной техники, мнимые колонны российских танков. Каждый раз указываемые Бридлавом цифры оказываются заметно выше оценок других партнеров по НАТО. И таким образом его слова играют на руку сторонникам жесткой линии в американском Конгрессе.
Федеральное правительство обеспокоено. Не хотят ли американцы помешать реализации возглавляемых Меркель европейских посреднических усилий на Украине? В Ведомстве федерального канцлера говорят об «опасной пропаганде». Министр иностранных дел Франк-Вальтрер Штайнмайер недавно был вынужден обсудить поведение Бридлава с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
Однако не только неутомимый главнокомандующий силами НАТО вызывает раздражение. Те же самые чувства вызывают и другие действующие лица — в первую очередь, ответственная за европейские дела и глава управления американского Госдепартамента Виктория Нуланд (Victoria Nuland). Все это воспринимается европейцами как мешающий фактор в процессе осуществляемого поиска дипломатического решения конфликта на Украине. Цель этих людей: поставка оружия на Украину. При этом они понимают, что их поддерживает республиканская оппозиция, а также мощные силы в лагере демократов.
На этом фоне президент Барак Обама выглядит как «последний настоящий мужчина» (last man standing). Он пока поддерживает дипломатические усилия Меркель. Но одновременно он не препятствует тем силам, которые усиливают напряженность в отношениях с Россией и хотят поставлять оружие на Украину. Активные действия Бридлава согласованы с Белым домом и Пентагоном, говорят в Вашингтоне. Этот генерал выполняет роль супер-ястреба, который должен оказывать давление на сдержанных трансатлантических партнеров.
Политическая работа по убеждению и военная пропаганда при этом действуют рука об руку. В Ведомстве федерального канцлера постоянно возникает недоумение, когда НАТО под руководством Бридлава обращается к общественности с сенсационными сообщениями о перемещении российских войск и танков на Украине. Ни эксперты по России, ни аналитики Федеральной разведывательной службы не сомневаются в том, что Москва поддерживает в военном отношении пророссийских сепаратистов, и это, несомненно, частично может доказать БНД, основываясь на имеющихся разведывательных данных.
Но Берлин беспокоит, прежде всего, характер сообщений, который использует главнокомандующий Бридлав. С помощью частично ложных, частично преувеличенных данных НАТО, а вместе с ней и весь Запад, рискует утратить доверие, предупредил недавно один высокопоставленный чиновник в ходе обсуждения ситуации на Украине.
Примеров такого рода множество. Около трех недель назад, как раз во время проведения минского саммита, из украинских военных кругов поступили данные о том, что русские якобы во время этого дипломатического марафона переправили в Луганск через пункт Изварино 50 танков и десятки реактивных пусковых установок. А за день до этого американский генерал Бен Ходжес (Ben Hodges) сообщил о том, что на востоке Украины «российские войска принимают непосредственное участие в боевых действиях».
В Берлине срочно обратились к БНД за оценкой этих сообщений. На ее снимках со спутников можно было различить лишь несколько бронетранспортеров. Даже те американцы, которые ежедневно предоставляют БДН оперативные сводки, были намного сдержанней в своих оценках, чем можно было себе представить на основании сделанных заявлений. Каким образом этот генерал пришел к таким выводам, «остается до сегодняшнего дня загадкой», отметил один из сотрудников Федеральной разведывательной службы.
«Немецкие службы оценивают существующие угрозы, в целом, намного более сдержанно, чем американцы, подчеркивает международный военный эксперт в Киеве. В начале кризиса этот генерал объявил о том, что русские подтянули к границам Украины 40 тысяч человек. Он говорил о том, что в любой момент Москва может ввести свои войска на территорию соседней страны. Положение, по его словам, было «невероятно тревожное».
Однако сотрудники разведок стран НАТО категорически исключали подобный сценарий. Российские войска, по их оценке, ни по своему составу, ни по вооружению для подобного нападения «не подходили».
Эксперты опровергли оценку Бридлава почти по каждому пункту: не 40 тысяч человек были сосредоточены у границы, а менее 30 тысяч, а, возможно, даже менее 20 тысяч. Большая часть вооружений находилась там еще до начала конфликта. Кроме того, отсутствовала логистическая подготовка для нападения, в том числе центр ведений боевых действий.
Бридлав постоянно приводит неточные, противоречивые и даже ложные данные. 18 ноября он сказал в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung о том, что на востоке Украины якобы присутствуют «регулярные части российской армии». Спустя день в интервью порталу Stern.de он отметил, что речь идет не о боевых подразделениях, а «прежде всего об инструкторах и советниках».
Сначала он сообщил, что их количество варьируется в диапазоне «от 250 до 300», а затем «от 300 до 500». Какое-то время в НАТО говорили об одной тысяче человек.
Бридлаву выгодно то обстоятельство, что у НАТО нет своей собственной разведывательной службы, и поэтому Альянс в этом отношении зависит от данных, получаемых американцами и немцами. А разведывательные службы этих стран поставляют широкий набор информации, которой может пользоваться Верховный главнокомандующий силами НАТО в Европе.
12 ноября во время своего визита в Софию Бридлав сообщил о том, что в последние дни «было замечено, как на территорию Украины вторглись, прежде всего, танки, артиллерийские установки, зенитно-ракетные комплексы, а также боевые подразделения», то есть именно так, как это, по его словам, «сообщает ОБСЕ». Однако представители ОБСЕ наблюдали колонны внутри территории восточной Украины, и в их сообщении не было речи о вторгшихся с территории России боевых подразделениях.
Бридлав настаивает на своем мнении. «Я подтверждаю все высказывания, которые я сделал во время кризиса на Украине, — написал Верховный главнокомандующий в редакцию журнала Spiegel в ответ на направленный список его спорных высказываний. По его словам, можно ожидать, что оценки Разведывательного центра НАТО, направляемая 33 членам Альянса и партнерским государствам, не всегда совпадает с оценками отдельных стран. «Это нормально, что не все разделяют мои оценки», — отметил Бридлав.
Стратегия НАТО состоит в том, чтобы «предоставлять точную и актуальную информацию о текущих событиях, — подчеркнул Бридлав. – Наш альянс основан на фундаментальных ценностях свободы и демократии, и поэтому наш ответ на пропаганду не может представлять собой больше пропаганды». Ответом может быть только правда, — подчеркнул Бридлав.
В последнее время федеральное правительство пытается через Брюссель оказать воздействие на Бридлава. В течение последних нескольких недель были проведены соответствующие беседы. И в политической штаб-квартире НАТО в Брюсселе многие раздражены высказываниями верховного главнокомандующего. Во вторник на прошлой неделе выступления Бридлава стали официальной темой обсуждения на еженедельном завтраке Совета НАТО. На нем сразу несколько послов подвергли критике Бридлава и высказали свое удивление по поводу некоторых заявлений верховного главнокомандующего.
В федеральном правительстве опасаются того, что высказывания Бридлава могут подорвать доверие к Западу. За российскую пропаганду следует отвечать не собственной пропагандой, «а аргументами, достойными правового государства», говорят правительственные чиновники. При этом обращает на себе внимание тот факт, что Бридлав часто предоставляет свои данные в тот момент, когда в сложных переговорах о мирном урегулировании делается шаг вперед. По мнению сотрудников федерального правительства, Германия должна быть уверенной в том, что партнеры по Альянсу поддерживают усилия, направленные на достижение мира.
Среди немецких политиков, занимающихся вопросами внешней политики, Бридлав имеет репутацию подстрекателя. «Я бы хотел, чтобы Бридлав по политическим вопросам высказывался бы разумно и сдержанно, — говорит представляющий партию СДПГ политик Нильс Аннен (Niels Annen). — Вместо этого он каждый раз сообщает о новом российском наступлении в тот момент, когда, по нашему мнению, имеются основания для осторожного оптимизма». Этот политик недоволен также и той информацией, которая поступает из Брюсселя. «Мы, депутаты, неоднократно были озадачены сообщениями о мнимых передвижениях армейских подразделений, которые не совпадали с имевшейся у нас информацией».
Давление на Обаму как со стороны республиканской оппозиции, так и со стороны своего собственного лагеря является весьма мощным. Если прекращение огня на востоке Украине не будет сохраняться, то будет сложно отказать Киеву в поставках так называемого оборонительного оружия — это будет означать значительное обострение украинского кризиса. Из Москвы на этот случай приходят уже откровенные угрозы. «Любые поставки оружия Киеву приведут к эскалации и подрыву европейской безопасности», — подчеркнул в среду в интервью газете «Комсомольская правда» секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев.
Хотя президент Обама решил предоставить шанс европейской дипломатии, такие ястребы как Бридлав или Виктория Нуланд уже работают над тем, чтобы подготовить почву для поставок вооружений. «Мы можем бороться против европейцев, бороться с ними в области риторики», — сказала Нуланд в начале февраля на закрытой встрече американцев по поводу Мюнхенской конференции по безопасности.
Это была именно та встреча, о которой позднее сообщил портал Bild.de, та встреча, на которой Нуланд назвала поездку федерального канцлера к Путину «московским собачьим бредом Меркель». Не удивительно, что в Берлине создается впечатление, что значительные силы в Вашингтоне работают как раз против европейцев. После визитов американских политиков или военных в Киев в Берлине регулярно обращают внимание на то, что украинские партнеры по переговорам неожиданно начинают выступать с совершенно других позиций, и ведут себя значительно более воинственно и оптимистично относительно того, что украинские вооруженные силы способны военным путем решить в свою пользу этот конфликт. «После этого нам приходится с большим трудом возвращать украинцев на путь переговоров», — подчеркивают в Берлине.
Нуланд, которая в случае победы республиканцев на предстоящих в следующем году выборах рассматривается как кандидат на пост госсекретаря, является движущей силой американской политики в отношении Украины и России. Она никогда не скрывала — «я люблю эту страну» — своего эмоционального отношения к России. Ее дедушка и бабушка из Бессарабии, которая в то время была частью царской империи, иммигрировали в Соединенные Штаты. Нуланд бегло говорит по-русски.
Этот высокопоставленный дипломатический работник действует весьма прямолинейно. Она может быть резкой, занятной, но также и недипломатичной. Иногда это вполне оправданно. Свергнутого украинского президента Виктора Януковича она в прямом смысле шантажировала, пытаясь избежать большого кровопролития на Майдане, вспоминает бывший премьер-министр Николай Азаров. «Никакого насилия по отношению к демонстрантам, иначе — свержение», сказала ему Нуланд. Она угрожала принять «жесткие экономические и политические меры не только против Украины, но и против ее руководства». Вот что это означало, если говорить открытым текстом: в том случае, если Янукович применит силу в отношении Майдана, информация о его деньгах и деньгах его окружения, хранящихся за границей, станет известна общественности.
Из своего презрения к слабоватым европейцам — «К чертям собачьим Евросоюз» (Fuck the EU) – Нуланд вообще не делает секрета. Ее муж, неоконсервативный интеллектуал Роберт Кейган (Robert Kagan), является автором тезиса о том, что американцы это выходцы с Марса, тогда как европейцы — с Венеры, то есть они не хотят верить в то, что истинная безопасность зависит от военной силы.
Для достижения цели, связанной с поставками оружия на Украину, Нуланд и Бридлав действуют сообща. В первый день работы Мюнхенской конференции по безопасности они собрали представителей американской делегации и за закрытыми дверями объясняли им, что нужно делать с европейцами для того, чтобы сломать их упорное сопротивление в отношении поставок оружия Киеву. На шестом этаже гостиницы Bayerischer Hof именно Нуланд начала соответствующее поучение. «Вы должны объяснить европейцам, что Россия поставляет все больше наступательного оружия, тогда как мы хотим помочь украинцам защититься от этих систем», — сказала Нуланд. — Речь идет об оборонительных вооружениях, но при этом некоторые из которых могут быть смертельными».
Бридлав изложил детали военного характера. Предоставление помощи в виде современных видов вооружений необходимо, в противном случае ни санкции, ни дипломатическое давление не принесут никакого результата, подчеркнул американский генерал. «Если мы сможет повысить для России цену на боле боя, то другие средства могут вновь стать более эффективными, и поэтому мы должны это сделать», — добавил он.
В Берлине единая позиция Запада в отношении России всегда считалась условием для успеха мирных усилий. Пока этот фронт еще держится, однако спор ведется принципиальный: может ли дипломатия быть успешной без военной угрозы? К этому следует добавить различные цели трансатлантических партнеров: в то время как немецко-французская инициатива направлена на то, чтобы стабилизировать ситуацию на Украине, для ястребов из администрации Соединенных Штатов речь идет о России. Они хотят ограничить влияние России в этом регионе, а также дестабилизировать режим Путина. Их заветная мечта — смена режима в России.
На западе Украины, недалеко от польской границы, расположен огромный военный полигон Яворов. В советские времена он входил в состав западного военного округа Советского Союза, а с 1998 года там проходят совместные учения украинских вооруженных сил с вооруженными силами Соединенных Штатов и НАТО. Яворов — это то место, где американские солдаты в будущем намерены обучать солдат украинской Национальной гвардии вести борьбу против сепаратистов. Согласно плану Пентагона, именно там американские офицеры должны научить украинцев пользоваться американскими радарами для обнаружения мест расположения артиллерийских установок. Так, по крайней мере, сказал генерал Ходжес, командующий американскими сухопутными силами в Европе.
На самом деле это обучение должно было начаться в первых числах марта. Однако реализация этих планов была остановлена президентом Обамой. Сначала надо дать шанс прекращению огня, о котором удалось договориться в Минске. Тем не менее, ястребы уверены в том, что они скоро будут на шаг ближе к своей цели. Во вторник Ходжес во время своего выступления в Берлине сказал, что, согласно его ожиданиям, обучение украинских солдат начнется еще в этом месяце.