Макдес Хайлу (Makdes Hailu) вспоминает о том времени, когда она казалась чужой в средней школе Бетезда-Чеви Чейз (Bethesda-Chevy Chase), расположенной в пригороде Вашингтона. Эта чернокожая ученица получила в тот момент столь желанное место в общей школьной коменде. И вскоре она случайно услышала замечание одной из ее одноклассниц, которая сказала, что ей предоставили это место только потому, что она черная.
«В этот момент я почувствовала себя сильно оскорбленной, — рассказывает Макдес в снятом учениками этой школы видео, в котором рассказывается о проблеме представителей таких меньшинств как чернокожие и испаноговорящие в школах, где преимущественно обучаются белые. — Весь оставшийся год у меня было такое чувство, что все будут видеть во мне девочку, которая попала в класс, потому что она черная, а не на основании ее способностей».
Полная средняя школа Бетезда-Чеви Чейз считается в штате Мэриленд разнообразной по своему составу и толерантной. Однако одобренный руководством школы видео-проект свидетельствует о том, что многие принадлежащие к меньшинствам ученики чувствуют себя дискриминированными. Этот фильм под названием «Я тоже учусь в Бетезда-Чеви Чейз» пытается добиться понимания в отношении точки зрения других школьников, черных и испаноговорящих учеников, у которых возникает такое чувство, что они не вписываются в существующую в школе белую культуру большинства.
Для штата Мериленд важное значение имеет обсуждение вопроса о благотворном сосуществовании различных этнических групп, а также реализация соответствующих установок на практике — этот штат, расположенный на восточном побережье, в ближайшие пять лет вместе со штатом Невада примкнет к группе из четырех штатов (Калифорния, Гавайи, Нью-Мексико и Техас), где белые составляют меньшинство.
Дело в том, что Америка в данный момент находится в процессе бурных демографических изменений. «Масштаб расово-этнических трансформаций в Соединенных Штатах поражает воображение, — отмечают авторы недавно опубликованного доклада на эту тему. — В 1980 году население Соединенных Штатов на 80% состояло из белых. Сегодня их доля сократилась до 63%, а в 2060 году, как показывают расчеты, их доля будет составлять менее 44%». То, что описывает доклад под названием «В процессе изменений» (States of Change), можно назвать прощаньем с белой Америкой. Спустя 250 лет после начала восстания против британского господства американцы вновь сталкиваются с неопределенным будущим.
«То, что происходит в этой области, можно назвать естественным экспериментом, — говорит Карлин Боуман (Karlyn Bowman), которая от консервативного исследовательского центра Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute) принимала участие в подготовке этого доклада. В работе над ним участвовали также представители либерального исследовательского центра Брукингский институт (Brookings Institutopn), а также левого Центра в поддержку американского прогресса (Center for American Progress). В том числе по причине указанной трансформации Америка в настоящее время находится в периоде демократической турбулентности, — считает Боуман. Однако в конечном итоге она уверена в том, что касается будущего Америки. Ведь американцам удалось справиться и с совершенно другими проблемами, подчеркивает она.
«Достаточно вспомнить о «величайшем поколении» (GI-Generation), об очень большой группе людей, которые вернулись домой после участия во Второй мировой войне. В то время Конгресс одобрил специальный закон, предоставивший им возможность получить высшее образование. А это, в свою очередь, привело к тому, что они смогли перебраться в пригороды, что способствовало созданию дорожной сети, соединяющей различные штаты». Кроме того, постепенно уходящие на пенсию представители поколения беби-бумеров также изменили страну в политическом, культурном и экономическом отношении. «Беби-бумеры превратили нас в толерантную страну», — подчеркивает Боуман. И таким образом они создали культурную основу для противостояния будущим вызовам в тот момент, когда белые примерно после 2044 года будут одним — хотя и самым большим — из многочисленных меньшинств.
У республиканцев возникнут трудности
В выигрыше окажутся, прежде всего, испаноговорящие. В 1980 году их доля в населении Соединенных Штатов не превышала 6%. Сегодня она уже составляет 17%, а в 2060 году она, предположительно, составит 29%. И доля азиатов быстро увеличивается — с 2% в 1980 году до сегодняшних 8% и до примерно 15% в 2060 году. Таким образом, они перегонят черных, чья доля перестанет расти и будет колебаться в диапазоне от 12% до 13%. В политическом отношении подобная трансформация Америки будет на руку демократам.
«В краткосрочной перспективе Республиканская партия столкнется с серьезной проблемой — она будет вынуждена становиться более открытой и развивать более благожелательную культуру, особенно в отношении испаноговорящих», — отмечает Боуман. В конечном итоге белое население, основной избирательный резервуар республиканцев, в течение каждого четырехгодичного цикла сокращается на 1,5%.
Руи Тейксера (Ruy Teixeira) из Центра в поддержку американского прогресса (Centre of American Progress) считает, что республиканцы уже на выборах через два года должны будут получить более 64% голосов белых избирателей для того, чтобы сбалансировать свою невысокую популярность среди представителей меньшинств. Вместе с тем Боуман указывает на то, что у республиканцев имеется «длинная скамейка молодых политиков» из числа испаноговорящих, а уже сейчас у них есть такие политики как, например, Джеб Буш (Jeb Bush) и Марко Рубио (Marco Rubio), обладающие «уникальной способностью быть привлекательными для испаноговорящих избирателей».
К этому следует добавить, что не каждый представитель увеличивающихся по численности меньшинств имеет паспорт и, соответственно, право принимать участие в выборах. Но даже если речь идет о гражданах Соединенных Штатов, то они не так надежны в том, что касается посещения избирательных участков. Поэтому белые еще долго будут иметь больше влияния, чем можно было бы предположить, исходя из их уменьшающейся доли в общем населении Америки.
Между приспособлением и изменением
Но что означают все эти изменения для Америки как нации? Будет ли и дальше функционировать плавильный котел, если ведущая культура перестанет существовать? В течение нескольких столетий вновь прибывавшие в страну люди должны были интегрироваться в белую, протестантскую культуру большинства, если они хотели стать настоящими американцами. Это не означает, что католики, иудеи, индусы или мусульмане вынуждены были отказываться от своей религии в беседе с иммиграционными властями. Однако ценности и культура этой молодой нации находились под сильным влиянием именно этой культуры — как ее моральных представлений, так и ее трудовой этики.
«Когда я росла, у меня было такое чувство, что я должна выглядеть как белая, должна одеваться, как белые, и говорить как белые, и нужно это было для того, чтобы другие считали, что ты находишься с ними на одном уровне», — говорит, например, чернокожая ученица школы Бетезда-Чеви Чейз Сизан Дорсу (Sisan Dorsu). Ее подруга и тоже афроамериканка Арии Брайсон (Ari Bryson) соглашается с ней. «Иногда мне казалось, что я веду двойную жизнь». То, что рассказывают в своем видео ученики, можно назвать чувством отчужденности в среде, где доминирующее положение занимают белые.
Если в продвинутом классе есть одна черная девочка или один испаноговорящий мальчик, то они чувствуют себя аутсайдерами. Однако в будущем подобное давление и необходимость подстраиваться под белую культуру большинства будут встречаться все реже. «В ходе прошлых иммиграционных волн существовало давление, направленное на то, чтобы сделать маргинальными культуры меньшинств, — говорит Руи Тейксейра. — Такого в будущем уже не будет».
Судя по всему, проблема давления и приспособления в таких школах как Бетезда-Чеви Чейз решится сама собой демографическим путем. Приведет ли потеря основной белой культуры к тому, что Америка больше не будет единой нацией, как это предполагает старое изречение «Ex pluribus unum» (Из многих единое) и превратится в пестрый набор различных этнических нарративов? По мнению Боуман, этот вопрос пока еще остается открытым. Пока не ясно, будут ли испаноговорящие во втором или в третьем поколении воспринимать себя как латинос или, скорее, как американцы. «Мы совершаем ошибку, если полагаем, что испаноговорящее население будет представлять собой монолитный блок. Важно понимать, что смешанные браки в этой стране представляют собой значительный тренд».
И Тейксейра не верит в то, что чувство общности американцев пострадает. «Существует основа для нового американского патриотизма, — говорит он. — В культурном отношении этот патриотизм будет менее жестким, более открытым и толерантным. Но будет и дальше существовать сильный патриотизм». То есть, пока не стоит беспокоиться по поводу сплоченности американской нации.