Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сериал «Карточный домик» как победа Путина

© Media Rights Capital/Panic Pictures (II)/Trigger Street Productions (2013) Сериал "Карточный домик"
Сериал Карточный домик
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В американском сериале House of Cards достаточно четко прослеживается идея о том, что мира не будет до тех пор, пока Америка не начнет относиться к России как к равному игроку — это стало еще одним уроком последних двух лет, в течение которых Россия предприняла ряд решительных шагов для того, чтобы вернуть себе статус «великой державы».

Я провел все выходные за просмотром третьего сезона чрезвычайно захватывающего сериала компании Netflix под названием «Карточный домик» (House of Cards), в котором рассказывается о напряженных отношениях США с их своенравным и жестоким глобальным соперником, Российской Федерацией.

Некоторые назвали образ России в новом сезоне поверхностным и не слишком современным. Можно также утверждать, что он, несомненно, основан на множестве стереотипов.

Однако на самом деле авторам сериала удалось достаточно тонко изобразить Россию. И в случае с таким популярным сериалом, как «Карточный домик», это стало свидетельством серьезных изменений в восприятии Западом современной России. Кроме того, в этом сезоне есть много такого, что могло бы польстить эго Владимира Путина.

Снова в игре

В предыдущих сезонах «Карточного домика», которые предшествовали худшим моментам украинского кризиса, основное геополитическое действие разворачивалось вокруг подъема Китая, тогда как Россия изображалась как достаточно слабая и варварская держава. Однако в третьем сезоне Россия превратилась в сильного игрока на международной арене под руководством сильного авторитарного лидера.
Весь третий сезон посвящен отношениям Запада с Россией и попыткам американцев разобраться в личности вымышленного российского президента. Вымышленный президент России поразительно похож на Владимира Путина: у Виктора Петрова те же инициалы, что и у Путина, оба они занимают агрессивную, воинственную позицию и питают слабость к боям медведей и верховой езде с обнаженным торсом. И оба они — безжалостные люди, склонные к импульсивным действиям.

В результате политики Путина в 2014 году общественность в США, а также в Европе, стала воспринимать Россию как сильную державу, потенциально способную стать прямой угрозой для Запада. И хотя в «Карточном домике» мы наблюдаем за развитием вымышленного кризиса в долине реки Иордан, а не на Украине, Россия в нем представлена не как коррумпированная и ослабленная экономика, которая трещит по швам, а как самое серьезное препятствие, мешающее американскому президенту вернуть мир на Ближний Восток.

В этом сериале достаточно четко прослеживается идея о том, что мира не будет до тех пор, пока Америка не начнет относиться к России как к равному игроку — это стало еще одним уроком последних двух лет, в течение которых Россия предприняла ряд решительных шагов для того, чтобы вернуть себе статус «великой державы».

Помимо разжигания украинского кризиса Путин сыграл ключевую роль в разрешении кризиса в Сирии. Кроме того, Россия принимает активное участие в переговорах по иранской ядерной программе. Путин также последовал примеру США с их «поворотом» к Азии и укрепил отношения с Китаем и Индией.

Как и в реальной жизни, в «Карточном домике» США и Россия не доверяют друг другу. Россия в сериале не доверяет Западу из-за того, что тот в прошлом не раз нарушал свои обещания — к примеру, обещание на расширять НАТО и не размещать системы ПРО в Центральной и Восточной Европе. С другой стороны, президент России в сериале — это сильный лидер и одновременно импульсивный негодяй, чьим словам нельзя верить.

В сериале причины этого взаимного недоверия заключаются в столкновении российской и западной политических систем. Авторы сериала намекают на то, что американская демократическая система часто мешает лидерам принимать поспешные решения, за которые можно потом не отвечать. В свою очередь российские лидеры не связаны ни ограничениями демократических норм и институтов, ни волей народа, который способен быстро и решительно свергнуть лидера, зашедшего слишком далеко.

Элита

Российское дипломаты в «Карточном домике» действуют гораздо гибче и эффективнее, чем их медлительные американские коллеги: они хорошо умеют вводить в заблуждение лидеров иностранных государств и мешать реализации их планов. Все это очень напоминает реальную жизнь, где именно российские дипломаты взяли на себя инициативу в решении украинского кризиса.

Американские и европейские дипломаты реагировали достаточно медленно и нерешительно на действия России на Украине, и, казалось, они не были склонны сотрудничать в той мере, в какой это было необходимо. В 2014 году попавший в сеть разговор Виктории Нуланд (Victoria Nuland) кратко и четко суммировал ее позицию: без сомнений, реплика «к черту Евросоюз» не способствовала укреплению дипломатического авторитета Брюсселя.

В сериале «Карточный домик» дипломатические усилия Европы и роль Евросоюза в решении вопросов с Россией полностью остаются за кадром, что, несомненно, является отражением реального положения вещей. В сериале мы видим всего два сильных геополитических полюса.

Это довольно любопытная перемена, потому что в предыдущих сезонах Европа изображалась как естественный и в определенном отношении равный партнер США в мировой политике. Но отсутствие Евросоюза в третьем сезоне не слишком удивляет, учитывая — возможно, несправедливо — сложившийся образ слабого игрока, преследующий Европу.

С другой стороны, позиция Европы и мощь Китая вызывают у американцев довольно неприятное ощущение того, что мир снова становится все более биполярным, и в нем снова все решает грубая сила. Украинский кризис обнаружил новый уровень напористости в российской внешней политике. В 2014 году Владимиру Путину в сущности удалось вернуть России статус великой державы, который она, с его точки зрения, по праву заслуживает.

Многие наблюдатели за пределами России, разумеется, считают, что за этот вес Россия заплатила слишком высокую цену, но Путин и его режим сумели доказать, что Россия больше не хочет идти на компромиссы и что она готова бросить вызов превосходству Запада.

Появление России в образе серьезного противника Запада в самой популярной политической драме в США — это бесспорная победа Путина, поскольку на протяжении всего последнего десятилетия он настаивал на том, что Запад должен относиться к России как к равной, и жаловался на пренебрежительное отношение со стороны США и Европы.

И спустя много лет, потраченных на проповеди о преимуществах мягкой силы, западные дипломаты сейчас, должно быть, смотрят сериал «Карточный домик» с нарастающим унынием и грустью.
The Conversation