Первое со времен переизбрания народное обращение президента Дилмы Руссефф сопровождается волной протестов в нескольких бразильских городах. Президент попадает в «полосу отчуждения».
В минувшее воскресенье в своей речи, обращенной к бразильцам, Дилма Руссефф признала, что наступили трудные времена: «У вас есть полное право на раздражение и беспокойство». Пока слова президента раздавались по радио и телевидению, бразильское население решило воспользоваться по крайней мере одним из этих прав и проявить свое раздражение.
Непосредственно в момент начала обращения президента Бразилии жители нескольких городов стали выражать свой протест сигналами машин и громким стуком по кастрюлям. Бразильская газета Folha de São Paulo упоминает по крайней мере 12 крупных городов, по которым прокатилась волна протестов. O Globo утверждает, что манифестации проходили в основном в трех штатах: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Санта-Катарина.
Президент Бразилии переживает сейчас период острой критики и общего недовольства проводимой политикой. Спустя лишь три месяца после формирования нового правительства — очередное вступление на пост президента состоялось 1 января — перед Дилмой встали два значительных препятствия, которые необходимо преодолеть.
С одной стороны, это оправдание мер жесткой экономии, которые не вводились в стране со времен начала кризиса 2008 года и которые противоречат обещаниям, сделанным во время предвыборной кампании в октябре. С другой стороны, это задача избежать непосредственного вовлечения в коррупционный скандал с Petrobras.
Дилме Руссефф не удалось добиться успеха ни на одном из фронтов. Многократно оспариваемый комплекс жестких мер в финансовой сфере натолкнулся на сопротивление в конгрессе и на непонимание со стороны населения. Тогда как в ходе расследования случаев коррупции среди руководства компании Petrobras уже всплыли имена четырех бывших министров и возникло подозрение в нелегальном финансировании президентской компании 2010 года.
В своей речи Дилма Руссефф затрагивает главным образом экономические вопросы. В отношении дела Petrobras, уже под занавес своего обращения, Дилма Руссефф сказала лишь, что Бразилия научилась действовать «твердой рукой правосудия против тех, кто злоупотребляет своей властью». «Именно это происходит сейчас, во время широкомасштабной, свободной и суровой кампании в связи с печально известными событиями в Petrobras», — заявила она в воскресенье вечером. И больше ничего к этому не добавила.
Непонимание, утверждает Дилма
Президент Бразилии сетует на несправедливую критику в адрес исполнительной власти. Несправедливую, как она считает, в виду непонимания целей проводимой политики.
Ведь, по словам Дилмы Руссефф, критики правительства чрезмерно раздувают негативные последствия предпринимаемых мер — [страна] «и близко не находится к тому состоянию кризиса, какое ей приписывают некоторые». А СМИ не способны должным образом разъяснить планы исполнительной власти — «новости полезны, но не всегда удовлетворительны; зачастую им удается нас скорее запутать, чем предоставить ясную информацию».
За 15 минут своей речи президент Бразилии несколько раз заверила в том, что жесткая экономическая политика — это лишь временная мера, которая не затронет «рабочие классы, средний класс и наиболее уязвимые секторы». «Мы хотим и знаем, как это сделать — путем справедливого распределения усилий», — сказала Дилма, тем самым указывая на основной электорат Партии трудящихся (РТ).
Так называемая «финансовая реструктуризация» сократит расходы государства примерно на 18 миллиардов реалов, что отразится на четырех министерствах социальной сферы. Помимо всего прочего планируется сократить выплаты по безработице и пособия, равно как и поддержку государства в выплате заработных плат.
Об этих темах Дилма также упоминает: «Мы приступили к сокращению расходов государства, стараясь не нанести сильный ущерб приоритетным инвестициям и социальным программам. Некоторые изменения нам удалось обернуть в нашу пользу».
Если правительству во главе с Партией трудящихся удавалось избегать введения мер жесткой экономии с начала кризиса 2008 года — и Дилма несколько раз отмечает, что в противовес крупным мировым державам на протяжении последних шести лет в Бразилии наблюдается рост экономики и занятости населения — то происходило это благодаря тому, что правительство было способно держаться под напором рецессии.
Но сейчас обстоятельства изменились. «До тех пор пока у нас хватало сил, мы брали на себя всю тяжесть ответственности, теперь же нам приходится делить часть этой нагрузки со всеми секторами общества», — сказала Дилма.
Выступления против Дилмы
Воскресные протесты предваряют те, что пройдут 15 марта — дата, на которую назначено проведение национальной манифестации против правительства и Дилмы Руссефф. Протесты пройдут в более чем 200 городах Бразилии.
По данным газеты Folha de São Paulo, проявляющие недовольство бразильцы относят себя к трем основным гражданским движениям, два из которых выдвигают принципы либеральной экономики, а третье выступает за военное вмешательство с целью низвергнуть исполнительную власть, «легалистов», и хотя насчитывает меньшее число последователей, начинает постепенно набирать силу ввиду последних манифестаций.
Движение «Выходи на улицу» и «Движение за свободную Бразилию» (MBL) разделяют общие неолиберальные взгляды на экономику, но обращены к разным слоям населения.
Движение «Выходи на улицу» главным образом состоит из предпринимателей и на выборах в октябре часто ассоциировалось с Бразильской социал-демократической партией (PSDB) во главе с Аэсио Невес. Это движение наиболее умеренное: его участники не требуют отстранения от должности президента Бразилии — утверждая, что для этого нет достаточной юридической базы — и говорят, что их протест во многом направлен на то, чтобы случаи коррупции в компании Petrobras не оказались забыты.
Группа MBL ориентируется на молодежь. Один из ее лидеров Ренан Сантуш в интервью Folha de São Paulo объясняет разницу: «Участники „Выходи на улицу“ — более пожилые, богатые и за ними стоит PSDB».